Классификация этнических конфликтов

 

 

Итак, межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры.

Русско-американский социолог П. Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами.

Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:

– Политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;

– Социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;

– Этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей.

 

Одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Однако можно согласиться с В. А.Тишковым, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон».

Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения):

Культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

Политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

Территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.

 

Как видим, выделяют разные типы этнических конфликтов. Однако чистых типов практически не встречается. Более того, практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, независимо от их внутренней природы, обретают этническую окраску, что усугубляет их отрицательный эмоциональный фон.

Социологи, политологи и этнологи, стремясь выделить конфликт из других близких феноменов, часто рассматривают его исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых действий. Так, В. А.Тишков дает определение «...этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий». При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборства.

Но с точки зрения психолога, учитывающего динамику конфликта, само противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией. Любые межгрупповые отношения состоят из непрерывной связи конфликтов и сотрудничества.

С общесистемной или общесоциальной точки зрения большинство этнических конфликтов - это выражение объективно существующих противоречий между группами, которые имеют несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж). Такие противоречия между этносами на Земле существуют, к сожалению, почти повсюду.

Чаще всего, как уже говорилось, напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством. Конфликт между ними в своем развитии проходит несколько стадий:

1. Стадия скрытой (тлеющей) напряженности. Противоречия не осознаются, но сравнение между группами делается преимущественно в пользу своей.

2. Стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Стороны осознают несовместимость своих интересов, причем у низкостатусных этнических меньшинство это проявляется как "пережитые исторические несправедливости" и вызывает желание восстановить справедлидвость. Этнос сплачивается вокруг идеи "отмщения". Стадия очень длительная (многолетняя).

Примеры: со времени изгнания евреев из земли обетованной прошли многие столетия, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение; в наше время в Татарстане отмечаются дни памяти жертв захвата Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.

3. Собственно конфликтное взаимодействие. Переход переходит, к счастью, далеко не всегда. Необходимым условием здесь служит нестабильность высокостатусного этноса, а "спусковые механизмы", как правило, эмоциональны или даже иррациональны. Пример: именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, настали самые удобные моменты для "мщения за травмы" (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и т. д.). Стадия имеет тенденцию к саморазрастанию (эскалации) - от массовых ненасильственных действий (митинги и пр.) к столкновениям и военным действиям.

4. Прекращение прямого противодействия, урегулирование конфликта. Как правило, при этом стороны возвращаются к стадии 1, что проявляется в образе врага и предубеждениях. 

 

Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов). Именно Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР. Их классификация:

Конфликты стереотипов.

Этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

Конфликт идей.

Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

Конфликт действий.

Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются «конфликтами идей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: