Наука и нравственность

РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Социальные функции науки

Наука – основная форма человеческого познания. В наши дни она оказывает всё более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе придётся ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого можно найти много предвидений усиливающегося значения науки. Однако они не могли представить такого массированного, иногда неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление лучше начать с рассмотрения социальных функций науки. Социальные функции науки – это не есть что-то раз и навсегда заданное, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Полностью изменился весь её облик и характер взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в е взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций: (1) функция культурно-мировоззренческая; (2) функция науки как непосредственной производительной силы; (3) функция науки как социальной силы. Выделение этих функции науки связано с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения всё новых путей её взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института её влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения. Должно было пройти немало времени, прежде чем роль науки смогла стать решающей в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости. Достаточно времени потребовалось и для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.

Функция науки как непосредственной производительной силы сегодня представляется наиболее очевидной и первейшей. И это понятно, если учесть те беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

В современных условиях у науки всё более отчетливо прослеживается ещё одна группа функций. Наука выступает в качестве социальной силы, которая непосредственно включается в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в многочисленных ситуациях, когда результаты и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ экономического и социального развития. При составлении таких программ, определяющих цели деятельности многих предприятий и организаций, необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Функции науки как социальной силы очень важны в решении глобальных проблем современности. Например, глобальных экологических проблем. Именно научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воды, почвы, воздуха и т. д. Научным данным отводится ведущая роль в определении масштабов и параметров экологической опасности.

В качестве главных критериев функций науки можно взять основные виды деятельности учёных, их круг задач, а также сферы приложения и внедрения научного знания. Рассмотрим наиболее важные функции науки.

1. Познавательная функция. Она задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание общества и человека, природы, объяснение различных явлений и процессов, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, то есть производство нового научного знания.

2. Мировоззренческая функция. Она тесно связана с первой, и её главная цель – разработка научной картины мира и научного мировоззрения, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания.

3. Производственная или технико-технологическая функция. Она необходима для внедрения в производство инноваций, новых технологий. Также характеризует данную функцию науки тот факт, что многие исследователи говорят о науке как особом «цехе» производства, превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

4. Культурная, образовательная функция. Она заключается в том, что наука является заметным фактором культурного развития людей и образования. Её достижения, идеи и рекомендации активно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, содержание программ, учебников, технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средства массовой информации, просветительскую деятельность учёных. Науку можно отнести к культурному феномену, так как она занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Наука и нравственность

Нравственность регулирует отношения людей в обществе при помощи неписаных законов, норм и правил поведения, выработанных в процессе естественного развития общества, и является самостоятельной сферой духовной жизни. Нравственность и мораль являются объектом изучения этики и философии. Они формируют идею о добре и зле, о должном и справедливом.

Этическое регулирование науки происходило всегда. Нравственное регулирование связано с отношениями людей, а не с отношениями исследователя к различным математическим, физическим объектам исследования или мыслительным операциям. Но наука является результатом деятельности человека, поэтому в ней всегда присутствует нравственный компонент.

Влияние нравственных ценностей на науку может быть внутренним и внешним. Внутренняя взаимосвязь науки и нравственности связана с творческим процессом научных коллективов. Если отношения в коллективе основаны на уважении, поддержке и доверии, то эта деятельность характеризуется положительными нравственными ценностями. Если же в коллективе царит недоброжелательность, угодничество или подсиживание, то это мешает научному творчеству и здесь проявляется отрицательное влияние нравственности на науку.

Научные открытия очень серьёзно влияют на общественную жизнь, поэтому учёные несут ответственность за свои открытия. В этом проявляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими, экономическими задачами и техническими возможностями.

Чтобы лучше разобраться в том, как взаимодействуют наука и нравственность, можно выделить три сферы их взаимодействия:

1. соотношение науки, научных открытий с применением их в практической повседневной жизни;

2. внутринаучная этика, то есть нормы, правила и ценности, которые регулируют поведение учёных в рамках их собственного сообщества;

3. сфера среднего между научным и ненаучным в самых разных областях.

Само по себе знание не несёт никакой нравственной характеристики. Однако это происходит лишь до определённого момента. Пока оно не превращается, например, в атомную бомбу, приборы для тотального воздействия на психику или для вмешательства в генетический аппарат.

Именно в этот момент перед учёным встают две серьёзные нравственные проблемы:

1. продолжать ли исследования в этой научной области, результаты которых могут нанести вред отдельным людям и человечеству в целом;

2. брать ли на себя ответственность за использование полученных результатов открытий «во зло», то есть для разрушения, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей.

Большинство учёных первый вопрос решают положительно: продолжать. Разум учёного не терпит границ, он стремится преодолеть все препятствия на пути к научной истине, к знанию о том, как устроены мир и человек.

Нравственная сторона проблемы состоит в том, что открытые учёными законы могут навредить людям. Противники некоторых видов исследований считают, что человечество сегодня ещё не готово, например, к информации о глубинных генетических законах, о новых возможностях психологии, позволяющих манипулировать другими людьми. Они также считают, что открытие новых источников энергии, знание об устройстве нашей планеты могут быть использованы не во благо, а во зло. Дело не в самом знании, а в том, как его применять.

Это уже другая сфера взаимодействия науки и нравственности – внутринаучная этика. В этой области мнения тоже разделяются, и это разделение инициировано реальным противоречием. С одной стороны, учёный не может отвечать за последствия своих исследований, так как в большинстве случаев он не принимает решение о применении его открытия на практике. Исключительное право массового применения на практике научных открытий лежит на совести правительств, военных, политиков.

С другой стороны, учёный – человек, а не марионетка, с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов, опасных для людей. Химическое и биологическое оружие, ядерная бомба, нейтронная бомба не смогли бы появиться без многолетних исследований. Вряд ли можно подумать, что учёные, которые участвовали в таких разработках, не понимали, что они делают. Поэтому несомненно, что доля ответственности за происходящее в технике, технологии, медицине и других практических областях, ложится и на плечи учёного.

Особенно остро проблемы нравственности науки стоят для учёных, которые заняты в прикладных областях, а также для инженеров и конструкторов, призванных воплощать научные идеи в конкретных технологиях. Примером могут стать жаркие споры, развернувшиеся вокруг темы клонирования животных и человека. С одной стороны, клонирование может быть использовано для выращивания тех органов, которые отсутствуют у людей из-за несчастного случая или болезни. В этом случае ‒ это очень гуманно, так как помогает продлить и сделать здоровой жизнь человека. Но с другой стороны, клонирование может быть использовано для создания породы людей «второго сорта», а это стало бы уже нравственной драмой для человечества.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: