Вычисления в таблице

Excel рассматривает содержимое ячейки, как формулу, если оно начинается со знака равенства (=). Формула – это набор чисел и ссылок на числовые ячейки, соединенные знаками математических операций.

Чтобы задать ссылку на ячейку, надо указать в формуле ее имя. Это можно сделать вручную или щелчком на соответствующей ячейке по ходу ввода формулы. По окончании ввода надо нажать Enter.

Формулы в ячейках не отображаются. Вместо формулы воспроизводится результат ее вычисления. Чтобы увидеть формулу, хранящуюся в вычисляемой ячейке, надо выделить эту ячейку и посмотреть в строку формул.

Пример 1. Имеется таблица «Покупки».

  А В С D
1 Наименование Цена Количество Стоимость
2 Молоко 18,00 3 =В2*С2
3 Хлеб 19,50 2 =В3*С3
4 Сахар 20,70 5 =В4*С4
5 Общая стоимость     =D1+D2+D3

ü В какие ячейки заносят текст, в какие – числа, а в какие – формулы?

ü Запишите формулу для стоимости молока.

ü Как найти стоимость каждого товара?

ü Заполните столбец D с помощью автозаполнения. Что получилось?

ü Поменяем цены на товары, что произойдет со стоимостью? Почему?

ü Измените количество товара, что при этом еще изменится?

ü А как найти общую стоимость покупок? Вычислите.

 

Можно также использовать Мастер функций (Рис.7): вкладка Формулы → группа Библиотека функций → кнопка Вставить функции → выбрать нужную функцию из списка → задать аргументы выбранной функции с помощью набора адресов или щелчка на конкретных ячейках.

Мастер функций вызывается также с помощью кнопки fx в строке формул.

Наиболее распространенные функции: СРЗНАЧ, СУММ, МАКС, МИН, ПРОИЗВ.

 

Рис.7. Окно Мастера фукнций

 

 

Функция СЧЕТ – подсчитывает общее количество чисел в списке аргументов.

Например

СЧЁТ(3;а;2;7;хлеб;1)=4

Т.е. аргументы данной функции могут содержать или ссылаться на данные различных типов, но в подсчете участвуют только числа.

 

Функция СЧЁТЕСЛИ – подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию.

СЧЁТЕСЛИ(А1:А10; «>15»)

 

 

Например,

=СЧЕТЕСЛИ(A2:A5;"яблоки") – количество ячеек с «яблоки» в диапазоне A2:A5.

=СЧЕТЕСЛИ(B2:B5;">55") – количество ячеек со значением выше 55 в диапазоне B2:B5.

Функция СУММЕСЛИ – суммирует ячейки, заданные критерием.

СУММЕСЛИ(диапазон; критерий; диапазон суммирования )

Замечание

ü Ячейки в «диапазон суммирования» суммируются, только если соответствующие им ячейки в аргументе «диапазон» удовлетворяют критерию.

ü Если «диапазон_суммирования» опущен, то суммируются ячейки в аргументе «диапазон».

Например

=СУММЕСЛИ(A2:A5;">160";B2:B5) – сумма чисел из диапазона B2:B5 для которых соответствующее значение из диапазона А2:А5 более 160.

 

Задание 1.

– Создать новую Книгу Excel и на Листе 1 заполнить диапазон А1:N1 по образцу:

  А В С D E F G H I J K L N
1 25 -61 0 -82 18 -11 0 30 15 -31 0 -58 22

 

– Найти:

общее количество чисел

=СЧЁТ(А1:N1)

13

количество положительных чисел

=СЧЁТЕСЛИ(А1:N1;">0")

5

количество отрицательных чисел

=СЧЁТЕСЛИ(А1:N1;"<0")

5

количество нулей

=СЧЁТЕСЛИ(А1:N1;"=0")

3

максимальное значение

=МАКС(А1:N1)

30

минимальное значение

=МИН(А1:N1)

-82

среднее значение

=СРЗНАЧ(А1:N1)

-10,23076923

сумма всех чисел

=СУММ(А1:N1)

-133

сумма положительных чисел

=СУММЕСЛИ(А1:N1;">0")

110

сумма отрицательных чисел

=СУММЕСЛИ(А1:N1;"<0")

-243

Сохранить документ под именем Вычисления_ Фамилия

Условная функция ЕСЛИ – возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Общий вид: ЕСЛИ(условие; выражение1; выражение2).

Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. Если условие истинно, то значение данной ячейки определит выражение1, в противном случае – выражение2.

Выражение1 и Выражение2 могут быть числами, формулами или текстом.

Задание 2.

– открыть файл Вычисления_Фамилия..

– Лист2 переименовать в «ЕСЛИ» и построить таблицу по образцу, содержащую фамилии учеников 4 класса, оценки за контрольную работу по трем предметам. Известно, что ученик будет зачислен в гимназию, если сумма баллов за три работы будет больше или равна проходному баллу, в противном случае – нет.

Решение.

Исходной информацией являются фамилии, оценки за экзамены и проходной балл. Сумма баллов и информация о зачислении вычисляются с помощью формул.

ü Образец таблицы

  А В С D E F
1.

Фамилия

Оценки

Сумма баллов

Зачислен (да/нет)

2. Математика Русский Иностранный
3. Антонов 4 5 5    
4. Воробьев 3 5 5    
5. Синичкин 5 5 3    
6. Воронина 5 4 3    
7. Снегирева 3 5 4    
8.

Общее количество поступивших

 

ü В ячейке Е3 вычислить сумму баллов за три экзамена для первого ученика, по формуле:

=В3+С3+D3

ü С помощью автозаполнения вычислить сумму баллов для остальных учеников (ячейки Е4:Е7)

ü С помощью функции ЕСЛИ выяснить, кто из ребят зачислен, если проходной балл равен 13:

=ЕСЛИ(E3>=13; «ДА»; «НЕТ»)

ü В ячейке D2 подсчитать общее кол-во поступивших:

=СЧЕТЕСЛИ(F3:F7, «ДА», «НЕТ»)

ü Сохранить изменения в документе

Задание 3.

– Лист3 переименовать в «Логические операции» и создать таблицу по образцу.

– Выяснить сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 155 см? Возраст не должен превышать 15 лет.

Решение

 

А

В

С

D
1

Фамилия

Рост

Возраст

Зачислен/не зачислен
2

Алешин

163

16

 
3

Борисова

172

17

 
4

Васильев

157

13

 
5

Иванова

170

12

 
6

Калягина

180

17

 
7

Левченко

169

14

 
8

Машин

158

15

 
9

Петров

165

13

 
10

Сидорова

174

16

 

В столбец D запишем сведения о том, зачислен ученик или нет.

В данном примере нужно учитывать два условия одновременно: возраст не более 15 лет и рост не менее 155 см.

Подобные логические выражения строятся при помощи логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). При записи логических операций в табличных процессорах сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.

Т.о. условие данной задачи запишется в виде: = И(B4>=155;C4<=15). А чтобы подсчитать количество зачисленных в секцию учеников будем заполнять ячейки следующим образом: в том случае если ученик подходит, то в столбце D запишем «да», а если не подходит – «нет», т.е. значение D2

=ЕСЛИ(И(B2>=155;C2<=15); «да»; «нет»).

После этого подсчитать количество учащихся, которые зачислены в баскетбольную секцию, используя функцию СЧЕТЕСЛИ, т.е. в ячейке D12 запишется формула:

=СЧЕТЕСЛИ(D2:D11; «да»).

 

  А В С
1 Фамилия Количество баллов Оценка
2

Воробьев

13

 
3

Галкина

11

 
4

Глухарев

18

 
5

Ласточкин

22

 
6

Перепелкина

25

 
7

Синичкин

16

 
8

Снегирев

19

 
9

Сорокина

14

 
10

Стрижкова

12

 
11

Тетерева

11

 

Задание 4*.

Учащиеся 3 класса выполняли контрольную работу по математике, в таблице записаны набранные балы каждого ученика.

Необходимо выставить оценки за работу, используя следующие критерии:

ü Если набранных баллов менее 5, то оценка «2»,

ü Если баллов больше 5, но менее 7– оценка «3»,

ü Если баллов больше 6, но менее 9, то – «4»,

ü Если же баллов более 8, то оценка «5».

 

Решение

Лист 4 переименовать «Сложное условие»

Прежде чем заполнить столбец С, рассмотрим от каких условий зависит результат в ячейке. Рассмотрим это с помощью блок схемы:


 

 

 


Таким образом, в ячейке С2 можно записать следующую формулу:

=ЕСЛИ(B2>8;5;ЕСЛИ(B2>=7;4;ЕСЛИ(B2>5;3;2)))

С помощью автозаполнения заполняем диапазон С3:С11.

Сохранить изменения в документе Вычисления_Фамилия.

 

 

Excel: сортировка и фильтрация данных.

Сортировка – это упорядочение данных по возрастанию или по убыванию.

При сортировке данных: выделить строки в таблице, которые необходимо отсортировать → вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Настраиваемая сортировка → задать порядок сортировки по каждому полю.

Задание 5.

ü Создать новую книгу и сохранить ее под именем «Сортировка_Фамилия»

ü На Листе 1 создать таблицу по образцу и скопировать ее на Лист2 и Лист3:

  А В С
1. Фамилия Имя Год рождения
2. Иванов Максим 1999
3. Хасанова Альбина 2000
4. Акчулпанов Марсель 1996
5. Карпова Марина 1995
6. Иванов Сергей 1993
7. Акчулпанов Айдар 1999
8. Иванов Максим 1997

ü На Листе1 упорядочить фамилии в алфавитном порядке.

– выделить любую ячейку в столбце Фамилия → вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Сортировать от А до Я

ü На Листе 2 упорядочить таблицу по году рождения по убыванию.

– выделить любую ячейку в столбце Год рождения → вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Сортировать по убыванию

ü На Листе 3 Упорядочить таблицу следующим образом: сначала фамилии по возрастанию, затем имена по возрастанию, после год рождения по убыванию.

– выделить всю таблицу (диапазон А1:С8) → вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Настраиваемая сортировка →

 

ü Сохранить документ.

 

Фильтр – быстрый способ поиска подмножества данных и работы с ними в списке. Т.е. при фильтрации отображаются только записи, обладающие нужными свойствами.

 

При фильтрации данных: выделить заголовок столбца, по которому нужно отфильтровать → вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Фильтр … → в ячейках, содержащих заголовки полей, появляются раскрывающие кнопки, щелчок на которых открывает доступ к списку вариантов фильтрации.

 

Чтобы отменить использование автофильтра надо повторно дать команду вкладка Главная → группа Редактирование → Сортировка и фильтр → Фильтр.

 

 

Задание 6.

ü Открыть файл Сортировка_Фамилия.

ü На Лист 4 скопировать таблицу с Листа 2.

ü В заголовках столбцов установить фильтр.

ü Сделать так, чтобы отображались только ученики с фамилией ИВАНОВ:

ü Скопировать полученную таблицу на Лист 5 и вернуться на Лист4 и отобразить все записи.

ü На Лист6 нужно скопировать сведения о тех учениках, кто родился после 1995 года и не позже 1999.

 

ü Сохранить изменения в книге «Сортировка_Фамилия»

Диаграмма

– это графическое представление данных рабочего листа. Используются для более наглядного представления табличных данных.

Создание диаграммы: выделить данные для диаграммы → вкладка Вставка → группа Диаграммы → выбрать нужный тип диаграммы.

При создании диаграммы открывается доступ к инструментам для работы с диаграммой: отображаются вкладки Конструктор и Формат.

 

Добавление названия к диаграмме:

Вкладка Макет ® группа Подписи ® кнопка Название диаграммы ® ввести с клавиатуры название диаграммы.

В той же группе кнопка Подписи данных позволяет отобразить на диаграмме числовые значения.

Изменение данных в легенде или в подписях к оси: Вкладка Конструктор ® группа Данные ® кнопка Выбрать данные ® выделить элемент, который нужно изменить ® кнопка Изменить ® указать диапазон ячеек, из которых необходимо взять данные или ввести вручную.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: