Судьбы варварских народов

 Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций.

Среди варварских народов наиболее разрушительное воздействие на Европу оказали гунны– тюркоязычные кочевники, происходившие из пределов Гоби и подчинившие к моменту похода на запад несколько сотен племен от Маньчжурии до Согдианы. В 375 г. гунны сокрушили готскую державу Германариха в Северном Причерноморье и вторглись на территорию Римской империи. Панический страх, подобно эпидемии, поразил римлян. Гуннывызывали у них жуткие ассоциации своим внешним видом – косматыми волосами, обезображивающими рубцами на лицах, оставленными мечами при обряде инициации, своей, наподобие кентавра, слитностью с конем, которого они не оставляли ни для публичных, ни для частных дел, наконец, своим пристрастием к сыроедению. Само их прозвание – «гунны» – объяснялось христианскими авторами как испорченное «алиорумны», т.е. другие, «нелюди», дети готских изгоев и степных ведьм. Гунны казались одним предреченным в Сивилловых книгах возмездием за отступничество от языческих богов, другим – предначертанной в Апокалипсисе карой за приверженность языческому греху и нетвердость в христианской вере. Неслучайно известнейший вождь гуннов– Аттила– именовался «Бичом Божьим». Вот словесный портрет этого «Сотрясателя Вселенной», оставленный Иорданом (VI в.): «...рост его был невелик, грудь широкая, и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета...». Получив щедрые дары от Рима, Аттила вступил с ним в конфедеративные отношения. Именно он помог римлянам остановить продвижение бургундов. В середине V в. встал вопрос о его браке с Гонорией, за которую гунннамеревался получить в качестве приданого половину империи. Эти чрезмерные амбиции гуннского вождя привели к войне с Римом. В 451 г. произошла знаменитая битва на Каталуанских полях. На стороне гунноввыступили некоторые германские племена – остготы, гепиды, герулы, ругии, на стороне римлян – вестготы, франки, бургунды, саксы. Накануне битвы было проведено гадание на внутренностях животных, и была предсказана победа гуннов ценой гибели их вождя. Гадание возобновлялось во второй и в третий раз. Для последнего случая были доставлены из Азии белые священные кони, и на сей раз предсказание изменилось: поражение гуннов, но сохранение жизни Аттилы. Только после этого гунны начали битву. Редкое по ожесточенности сражение продолжалось до ночи. Был час, когда казалось, что гунны сокрушены, и Аттила готов был вступить в жертвенный огонь. И все же битва окончилась ничем, не выявив явного преимущества. Опустившаяся на поле мгла развела сражавшихся. За ночь гунныбесшумно оставили свой полевой лагерь, в то время как римляне переночевали на месте битвы и тем самым, по давнему обычаю, снискали себе славу победителей. Но для кочевников как будто дороже была жизнь их предводителя. Вообще в варварских обществах фигура вождя значила больше, чем можно было бы предположить для коллективистского сознания. Судьба вождя нередко оказывалась судьбой племени. Еще в 452 г. Аттила осаждал Рим, внимал мольбам и угрозам папы Льва I (440 – 46I гг.), а в 453 г. внезапно умер, и вместе с ним закатилась звезда азиатских завоевателей. В дальнейшем гунныбыли ассимилированы более развитыми кельтскими народами Центральной Европы, потомки гунновв VI в. вошли в племенное объединение аваров.

 Факт недолгого существования державы гунновоставил в недоумении историков. Ф. Альтехейм   рассматривал Гуннское государство как феодальное. Вирт указывал на признаки наследственной монархии. Я. Харматт подчеркивал наличие различных социальных стратов в гуннском обществе. Э. А. Томпсон, напротив, настаивал на деструктивном характере этого тюркского союза племен. Гунны, по его мнению, отошли от производительного труда и выродились в объединение мародеров. Венгерские историки не считают общество гунновни феодальным, ни раннефеодальным; оно находилось на стадии военной демократии.

Недолгую, но бурную судьбу пережили бургунды, оставившие богатую мифологию и эпическую традицию, о чем напоминает «Песнь о Нибелунгах». Они происходили с юга нынешней Норвегии, с острова Борнхольм, отличались высоким ростом, рыжим цветом волос и бород. В 417 г. бургунды во главе с тремя сыновьями Гибиха Гундахаром, ГизельхеромиГодомаром (Гибих, Гунтер, Гизельхер и Гернот «Песни о Нибелунгах» ) – дошли до Рейна и заняли римскую провинцию Германия Прима. Центром их владений стал Вормс. Рим вынужден был признать их федератами, даровать наследникам Гибиха римские титулы и ежегодно поставлять продовольствие. В 435 г., недовольные задержкой с поставками, бургунды решили занять провинциюБелгика и были разгромлены римским войском, на стороне которого выступили гунны, предводительствуемые Аттилой (Этцель нибелунгского эпоса). В тот роковой год погибли Гундахар и его братья, что стало основной идеей трагедии «Песни о Нибелунгах». После этого поражения бургунды были переселены на земли вокруг Женевского озера с центром в Лионе. Согласно римской традиции терций, им как воинам, расквартированным на постой, было выделено 2/3 земель, 1/3 имуществ и рабов. В ходе перераспределения земель сложилось наследственное право владения наделом (sors). При этом римское землевладение не перестало существовать. Сохранились отношения патронатаи колоната. Родовые вожди бургундов были уравнены в правах с римскими офицерами. Короли вплоть до 476 г. носили титул «magister militurn». Римское влияние сказалось на записи обычного права в так называемой «Бургундской правде», составленной при короле Гундобаде(474 – 516 гг.). В частности, в ней оказались статьи о колонах, о рабах, посаженных на пекулий, о патронатных договорах. Печать романизации несет и система правовой защиты лиц, принадлежавших к различным стратам. Так, убийство знатного (optimates, nobiles) каралось пени в 300 солидов, убийство человека среднего состояния (mediocres) – 200 сол., убийство незнатного, человека низкого происхождения (minores, inferiores) – 150 сол. В 517 г. при короле Сигизмундебургунды приняли католичество, которое, впрочем, осталось достоянием родоплеменной элиты. В 534 г. бургунды подчинились франкам.

Королевство франков обязано своим становлением Хлодвигу ( 481 – 511 гг.). Какое-то время он носил римский титул проконсула. После падения Рима с претензиями на императорскую власть выступал Сиагрий, бежавший в Суасон и восстановивший там подобие сената и высших магистратур. Именно с ним начал Хлодвиг борьбу. В 486 г. он овладел Суасоном и лишил Сиагриявласти. Здесь произошел эпизод, весьма характерный для дофеодальных отношений между королем и народом. Франкам досталась богатая добыча, в том числе редкая чаша из собора в Суасоне. К королю пришел епископ города с просьбой возвратить священную дароносицу. Хлодвиг отвечал, что охотно отдаст ее просителю, если по жребию она достанется ему. Придя к месту раздела трофеев, он заявил, что готов отказаться от своей доли за названную чашу. Тогда один из воинов рассек сосуд мечом, заявив, что королю достанется только то, что выпадет по жребию. Король должен был считаться с требованиями эгалитарной морали, ничем не выказав уязвленного самолюбия. Некоторое время спустя, когда, казалось, все забыли о происшедшем, проходил традиционный смотр вооружения и боевого умения (такие майские смотры продолжались еще во времена Карла Великого ), и на нем Хлодвиг подошел к тому воину, нашел его алебарду в небрежении, вырвал ее у него из рук и бросил наземь и, когда воин нагнулся, дабы поднять оружие, мечом рассек ему голову, проговорив: «Вот так ты поступил с моей чашей!». Зависимость короля от мнения народа проявляется и в другом случае, именно: крещения Хлодвига. Будучи женатым на христианке, он упорно отказывался креститься сам. Не действовали ни уговоры супруги, ни проповеди Св. Ремигия. Король заявлял, что народ будет смеяться над ним. И вот, во время войны с алеманнами, когда его войско терпело поражение, Хлодвиг воззвал к помощи Всевышнего: «Иисусе Христе...Если Ты поможешь мне победить врагов, и если я испытаю на деле Твое могущество..., то я уверую в Тебя и приму крещение во Имя Твое…» И действительно, вскоре франки переломили ход сражения и вышли победителями. В 498 г. Хлодвиг принял крещение и вместе с ним 3 тыс. воинов. Около 511 г. был составлен знаменитый «Салический закон». Будучи записан на латинском языке, в котором растворилась собственно франкская лексика, он почти не отразил римского влияния.

 Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, уже был настолько влиятелен и полновластен, что фактически заменял короля Получив одобрение папы, в 751 г. Пипин велел низложить последнего короля династии Меровингов Хильдерика, остричь его волосы, к которым никогда не прикасались ножницы в знак сакральной неприкосновенности его персоны, велел сослать его в монастырь, где он вскоре был умерщвлен. После этого была устроена коронация Пипина. В 754 и 756 г. Пипин, отвечая услугой на благодеяние папы, совершил два похода в Италию, освободив Рим от лангобардского притеснения. Вслед за этим Пипинподарил престолу Св. Петра земли в Италии. В подобном жесте позднее видели стремление светского правителя возвыситься над церковным владыкой, как обязанным подчинением за предоставленный бенефиций. В едва намечаемых отношениях взаимного услужения между королем и папой можно провидеть будущие контроверзы светской и церковной властей.

 Наследники Пипина– братья Карломан и Карл Великий– оба были избраны королями. Вскоре Карл Великийвытеснил более слабого Карломана, заставив его отказаться от мирских притязаний и удалиться в монастырь. Его увлекали интеллектуальные занятия. Он всячески поощрял деятелей культуры. Считают, что в его эпоху появились первые интеллигенты. То были ирландские монахи-эмигранты, предлагавшие на городских рынках странный товар – знания; никто не покупал его до тех пор, пока об этом не прослышал король, повелевший привести странников ко двору и щедро им заплатить. При нем возникла Аахенская Академия, явление редкое в то время. Таким образом, совершенный Карлом в 774 г. победоносный поход в Италию и Рим был воспринят как Божье благодеяние. В 800 г. он торжественно короновался императорской короной, оказавшись 68-м по счету наследником Цезаря. В дальнейшем франкская монархия Каролинговстала основой формирования французской народности и нации.

 Помимо франковследует сказать о судьбах англов и саксов, происходивших из Скандинавии и стоявших к V в. на стадии родоплеменных отношений. У них была прочна патриархальная община фара, действовал институт кровной мести, сохранялись язычество и жертвоприношения. В середине V в. англыи саксыбыли приглашены бриттами в качестве союзников в борьбе с пиктами и скоттами. Англыи саксы вытеснили пиктови скоттовна Север, но тут же вступили в столкновения с бриттами, принудив часть бриттских племен эмигрировать из Британии на континент, на Север Галлии (современная Франция), где позднее возникла область Бретонь. Англыи саксы образовали несколько племенных королевств – Кент, Уэссекс, Сассекс, Мерсия, Нортумбрия, Эст-Англия, названия которых сохраняются и по сей день как названия территориально-административных образований – графств Англии. До VII в. англо-саксонские племена оставались язычниками, и только с 601 г. Св. Августин начал крестить их в католическую веру. В 643 г. состоялся собор в Уитби, который провозгласил победу христианства во всей Англии. В VIII в. норманнская опасность заставила англо-саксонские королевства консолидироваться. К 899 г. Англия была объединена, первым английским королем стал Альфред Великий. То есть англы и саксы стали основой образования в последующих столетиях английской народности.

 Помимо германоязычных народов нужно отметить образование ранней государственности у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной Европе, существовавшее в VII в. Затем – Великоморавское государство, существовавшее на той же территории в VIII – IX вв. В дальнейшем поляне сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них, оказались причастными к образованию русских княжеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: