Защита проекта в присутствии класса

Организация проектной деятельности на уроках технологии.

    Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

    Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Анализ программ по технологии свидетельствует о том, что нынешняя система обучения с ее жестким учебным планом, преподавание по единым программам не учитывает индивидуальность обучающегося. Результатом подобной организации учебного труда является малая учебная мотивация школьников, учение ниже своих возможностей, невысокий уровень творческих способностей.

Приобщение обучающихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

    При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.

    Выделяют три основных этапа деятельности:

1 – организационно-подготовительный;

2 – технологический;

3 – заключительный.

    На первом этапе школьниками ставится проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер. А перед учителем стоит основная задача замотивировать обучающихся к творческой деятельности имея в своем арсенале много различных методов, приемов и способов.

    На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.

    Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а так же все рабочие инструменты и оборудование.

    Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

    На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректирую свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

    На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта.

    Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику.

    Тематика творческих проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Учащихся знакомят с темами заранее. А самое главное, это умение учителя мотивировать учащихся к своей работе.

    Результаты диагностики творческих наклонностей и способностей школьников используются при подборе тем проектов, которые предлагает учитель. Каждый год количество предлагаемых тем увеличивается. Учитель предлагает новые темы, руководствуясь данными диагностических исследований. По результатам анкетирования учащихся пятых классов, учитель делает вывод об умении учащихся, которые можно использовать в дальнейшей работе.

    Как мы видим умения и интересы разнообразны и задача учителя технологии развивать данные умения, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта, а самое главное создать такие условия, чтобы обучающиеся выполняли свои творческие работы с радостью и интересом.

    Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ огромное количество методик позволяет мотивировать учащихся к выполнению творческих проектов и позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для школьников.

    Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. Практической — является выполнение самого изделия.

Весь процесс проектирования разделен по этапам: выбор темы проекта:

·знакомство с оформлением пояснительной записки;

·оформление титульного листа,

·составление содержания.

Сбор информации по теме проекта: составления введения.

Исследование проблемы: составление исторической справки; анализ оборудования, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.

Составления банка идей и предложений: составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.

  Экономическая и экологическая оценка проекта.

Составление заключения и списка используемой литературы.

Защита проекта в присутствии класса.

    Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания.

    В старших классах учителю технологии необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии.

    Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу школьников.

    Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

    Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

· индивидуальные особенности учащихся;

· учебно-материальную базу;

· необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее;

· следует учитывать межпредметные связи;

· возрастные и физические возможности школьников;

· общественно-полезную или личностную значимость проекта;

· подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской;

· безопасные условия работы учащихся;

· оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках технологии по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом творческий проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям: оригинальность, доступность, техническое совершенство, эстетические достоинства, безопасность, соответствие общественным потребностям, удобство эксплуатации, технологичность, стоимость.

Оценка зависит:

· от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,

· от оценки групповой работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,

· от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,

- от самооценки, от простых утверждений типа «Мы сделали это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя.

    Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать творческий проект сложнее и проще.

    Понятие творческой деятельности широко используется в современной педагогике.

    Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать и замотивировать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом: 

· творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения;

· творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях;

· в процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.

· в процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд.

       Программа образовательной области «Технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.

    Для того, чтобы лучше узнать творческие способности и интересы учащихся учитель проводит диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования используются при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию мотивации к творчеству на уроках технологи.

    Проектные работы учащихся представляются на конкурсы и выставки. Учащиеся со своими проектными работами становились лауреатами районных конкурсов и фестивалей.

    Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Об этом можно судить по участию учеников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества на разных уровнях.

    Опыт учителей технологии показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода творческих проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

    Кроме того, внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность со своими детьми.

    Е.С. Полат считает, что в основе проектной деятельнсти лежит развитие и формирование познавательных, творческих навыков учащихся, умений совместно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод творческих проектов всегда предлагает использование различных методов, интегрирования знаний, умений. Проект – это всегда творческая деятельность.

Этапы проектирования.




double arrow
Сейчас читают про: