Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Общая характеристика пособий

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах: денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату' коммунальных услуг и др.).

В соответствии с Конституцией РФ оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющим детей, регулируются нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры пособий за счет собственных средств.

Основными нормативными правовыми актами федерального уровня являются федеральные законы о государственных пособиях гражданам с детьми и об обязательном социальном страховании на случай болезни.

Федеральным законом о государственных пособиях гражданам с детьми установлены следующие виды государственных пособий:

— единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199

Появилась новая выплата. Ежемесячные выплаты на детей с 3 до 7 лет. Если среднедушевой доход семьи меньше регионального прожиточного минимума, на каждого ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно можно получать ежемесячное пособие. Оно составит половину прожиточного минимума на ребенка, установленную на второй квартал предыдущего года.

Заявления на выплату пособий можно будет оформить на портале Госуслуг. Соответствующая услуга будет доступна с июня. Ранее планировалось, что выплаты начнут поступать семьям в июле 2020 года, но по поручению президента срок для подготовки был сокращен.

Пособия будут начисляться с января 2020 года. В ближайшее время в условия назначения выплат планируется внести изменения. При расчете среднедушевого дохода для родителей, которые недавно потеряли работу, не будет учитываться заработок до увольнения.

Новая временная выплата. Родителям, которые потеряли работу из-за ситуации с распространением коронавируса, с 1 апреля по 30 июня 2020 года будут выплачиваться дополнительные 3000 рублей на каждого ребенка до 18 лет. Например, если в указанный период отец троих несовершеннолетних детей потеряет работу и встанет на биржу труда, то в течение трех месяцев он будет получать дополнительно по 9 тысяч рублей на детей ежемесячно. (более подробно будет в вопросе пособие по безработице).

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение женщине или другому члену семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, заработка (или иного дохода), утраченного в связи с временным прекращением работы, службы, учебы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.

Введение пособий для жен военнослужащих по призыву связано с сокращением срока военной службы и отменой такого основания отсрочки от призыва, как наличие ребенка в возрасте до трех лет. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется при наличии ребенка-инвалида в возрасте до трех лет или при наличии двух и более детей, при воспитании ребенка без матери и в других случаях.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование условий назначения и выплаты, а также финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ. Поскольку право на указанное пособие зависит от дохода родителя или среднедушевого дохода семьи, оно является одним из видов государственной социальной помощи и рассматривается в соответствующей главе учебника.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Право на получение перечисленных пособий имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно проживающие на территории РФ. Временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства приобретают на них право только в том случае, если они подлежат обязательному соцстрахованию.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и в связи с материнством.

Государственные пособия на детей не назначаются:

— гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав или ограниченным в указанных правах;

— гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ.

Понятие полного государственного обеспечения содержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Под полным государственным обеспечением понимается предоставление детям бесплатного питания, комплектов одежды и обуви, медицинского обслуживания в период пребывания их в специализированных государственных или муниципальных учреждениях, в семье опекуна (попечителя), приемных родителей или возмещение их полной стоимости.

К государственным или муниципальным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные учреждения, в которых они содержатся (обучаются и (или) воспитываются), учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическим недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др. Если государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным, причитающиеся на детей пособия выплачивают родителям либо заменяющим их лицам.

Согласно ст. 69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов);

— отказались без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителей детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, назначаются в твердых размерах. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности. В средний заработок для расчета пособия по беременности и родам включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начисляются страховые взносы.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20 %. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы определен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1219.

Женщинам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, единовременные пособия, пособие по беременности и родам назначаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается управомоченными органами в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: