В процессе жизнедеятельности семьи сталкиваются с противоречиями, которые не могут решить самостоятельно или в надлежащие сроки. Для этого им необходима специально организованная помощь.
Педагогическая помощь семье рассматривается в широком смысле как часть социальной политики государства. Она охватывает проблемы семейных взаимоотношений, влияния на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре.
Собственно педагогический подход заключается в содействии становлению полноценной здоровой личности ребенка, в решении воспитательных и образовательных проблем. В данном случае понятие педагогической помощи семьи предполагает ориентацию на развитие ребенка с учетом его особенностей и конкретных социальных условий жизни, затрагивает вопросы ухода за ним, воспитания с учетом трудностей семьи. Таким образом, педагогическая помощь семье рассматривается как система средств, способствующая грамотному решению проблем развития ребенка, инициирующая ответственность родителей за своих детей и свободу педагогического выбора. Она определяется потребностями семьи в помощи педагога, ориентирована на ее проблемы, является ситуативной. Цель педагогической помощи семье — добросердечные взаимоотношения родителей и детей, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Организация педагогической помощи семье осуществляется на основе теории и методики образования родителей. Она предполагает передачу знаний, формирование соответствующих представлений или навыков в различных областях семейного воспитания, систематическую работу по повышению их педагогической культуры. Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер, может быть неформальным и организованным. Вопросам образования родителей посвящены труды многих педагогов прошлого: П.П. Блонского, В.А. Кан-Калика, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Острогорского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
Основная роль в повышении педагогической культуры родителей в отечественной педагогике отводится педагогическому просвещению. Оно представляет собой, согласно И. В. Гребенникову, «непосредственное воздействие на родителей с целью педагогически целесообразной организации жизни семьи». Передача необходимой информации происходит в ходе лекториев, практических занятий с родителями.
Современной формой организации педагогического образования родителей является родительский тренинг. Основное внимание в нем уделяется формированию у родителей ряда практических навыков, наиболее необходимых им в процессе воспитания детей. Чаще всего это навыки эффективного общения с ребенком, воздействия на него. Многие современные методики организации тренингов для родителей предполагают, что совместная работа с семьей должна быть направлена на изменение системы ценностей, целевых установок, поведения и образа жизни родителей. Тренинги способствуют процессу развития ребенка путем достижения лучшего взаимопонимания между членами семьи, овладения родителями навыками самопознания и рефлексии взаимоотношений, расширения возможностей понимания ребенка, выработки новых навыков взаимодействия с ним, позволяющих членам семьи осуществлять открытую и последовательную коммуникацию с ребенком.
Таким образом, понимание педагогической общественностью значимой роли семьи в процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет совершенствовать этот процесс путем содействия ей в решении воспитательных и образовательных проблем, направленного на становление гуманистических взаимоотношений родителей и детей.
[1] Бондаревская Е. В. Психолого-педагогические предметы семейного воспитания. — Могилев, 1985.
[2] См.: Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. — М., 1988; Варга Л. Я. Дела семейные. — М„ 1982; Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком. — Краснодар, 1975; Дружинин В. И. Психология семьи. — М., 1996; Клецин С. И. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Семья и общество. — М„ 1982; Соколова В. Н., Юзефович Т.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991; Спиваковская А. С. Социология семьи. —Л., 1984.