Местные особенности народного исполнительства

 

В уральском народном пении можно проследить влияние северной музыкальной традиции: «окающий» говор, распространенность эпических жанров в местном песенном репертуаре, повествовательный характер изложения медленных свадебных, протяжных лирических песен, сольные причитания невесты, коллективные причеты подружек. 

Особенностью напевов протяжных (по местной терминологии «старинных», «первобытных») является сочетание мелодики двух типов. Для зачина характерен «скороговорочный» тип (т. е. без распевания слогов) мелодики с последующим «продолжительным» типом (с распеванием слогов). Во внутрислоговых оборотах нередко происходит игра гласными («в поводу (ае)»), которая с огласовками и мелизмами придает напевам протяжных песен орнаментальность, составляющую одну из ярких черт местной песенной мелодики. 

Тексты напевов эпических жанров – былин, исторических песен, духовных стихов – опираются на тонический стих. В плясовых, хороводных песнях преобладает силлабический цезурованный тип стихосложения.

Уральская женская певческая традиция характеризуется мягкостью звукоизвлечения и опорой на звуки головного певческого регистра. В многоголосии характерно использование октавного удвоения голосов (одного или двух). Однако, в смешанных ансамблях женщины (в особенности казачки) подражают исполнительской манере мужчин. Наиболее существенным отличием в мужской традиции является вокальное интонирование с присущим ему носовым звучанием. Для вокального звукообразования характерно «аканье» и «яканье».

В некоторых стилевых и исполнительских признаках проступают сибирские элементы. Как и в Сибири, основой многоголосия является склад «со второй», преобладание движения голосов параллельными терциями, активные общие паузы, нарушающие непрерывность изложения музыкальной мысли, глубокая низкая тесситура альтовых голосов.

Южные элементы наблюдаются в быстрых, величальных свадебных песнях, в которых встречаются характерные для юга России припевные слова «лёли, лёли». В свадебных песнях – сложная и прихотливая метроритмика: чередование двухдольных, пятидольных, семидольных размеров.

Особенности календарных обрядовых песен Урала:

- сочетание речевого и мелодического интонирования;

- неширокий звуковой объем;

- монодийная гетерофония (в некоторых случаях – терцовое двухголосие);

- политекстовость напевов. 

 

 

Диалект

 

Основу составляет окающий диалект. В звуковом отношении местный говор характеризуется мягкостью, напевностью. 

Характерные особенности диалекта:

- смягчение шипящих согласных;

- «стяжение» окончаний «ашь» (делашь, бегат);

- замена «Ц» на «С» (девиса, красависа, сэрковь);

- вместо» Щ» два «Ш» (прикашшик, ешшо);

- замена «Ч» на «Щ» (щем, щай, щитать);

- яканье (бяжит, лятит, до сях пор);

- ыканье (бурычка, девычка, гыварил);

- цоканье (свойственно главным образом женщинам – цяво);

- форма глаголов мужского рода единственного числа прошедшего времени (выезжаил, собираил);

- замена «Е» на «У» (очунь, зурно).

 

 

Народный костюм

 

Основой женского костюма является комплекс с сарафаном, сарафан косоклиный. Свадебные и праздничные сарафаны шили из парчи и штофа. Поверх надевали передник – запон с грудкой, или над грудкой, который завязывался на талии и дополнительной тесьмой на шее.

В Оренбургской губернии повседневный женский костюм начала XVIII века состоял из поднизки с рукавами, сарафанки, запона, полушалка. Сарафанка шилась из шерстяной ткани с набивным рисунком «зигзаг». Подол подшивался хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой. Ткань переда и спинки равномерно закладывались в складки. Застегивалась сарафанка спереди на перламутровые пуговицы. Сарафанка имела широкое распространение в последней четверти XIX и начале ХХ века и стала традиционной одеждой уральской, а позднее и оренбургской казачки.

Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами – «рукава» (такое название бытовало и в других районах Южного Урала). Рукава поднизки шились из дорогой ткани – набивного шелка с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) шился из простой хлопчатобумажной ткани. Чуть ниже плеча нашивали галуны – золотую или серебряную тесьму. Рукав у запястья собирался в складку и вшивался в широкую манжетку, застегивающуюся на две пуговицы. 

Поднизка шилась до колен, под нее надевали еще несколько юбок. Неотъемлемую часть костюма составлял запон, сшитый из полуситца с набивным растительным узором. Запон шили из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборивалось, а верхняя часть пришивалась к ситцевой вставке, оформленной швом «зигзаг».

Еще одной составляющей частью женской одежды была плечевая (нагрудная) одежда, которую носили в осенневесенний период. Она различалась по покрою, материалу, наличию или отсутствию рукавов и имела различные названия: шушпан, шушун, сукман, желтик, навешник. Ее шили из холста, сукна, переднюю часть украшали аппликацией, цветной тканью красного, синего, желтого цвета. В вышивке преобладали геометрические фигуры, главным образом ромбы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: