Тема: Литература 90-х годов XX века. Особенности литературного процесса. Соединение двух ветвей русской литературы

Учебная дисциплина: Отечественная литература

Учебная группа: КДК-2, КДР-2, КДД-2, КДБ-2, КДВ-2, КДЭ-2, КДХ-2

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема: Литература 90-х годов XX века. Особенности литературного процесса. Соединение двух ветвей русской литературы.

90-е годы XX века – один из самых специфических периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений – поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры андеграунда, переводов западной литературы модернизма. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели. В результате к читателю одновременно попадали чрезвычайно разнообразные тексты, создававшиеся совершенно разными по стилю писателями на протяжении целого столетия.

Все эти тексты стали элементами актуального литературного контекста. По сути дела, в конце 80-х – начале 90-х годов в рамках единого пласта русской литературы сосуществовали по крайней мере три разнородные компоненты – старая советская литература, иногда пытающаяся адаптироваться к новым условиям; впервые открытая российским читателем великая литературная традиция, представленная запрещенными в СССР русскими писателями ХХ века; вышедшая из художественного подполья, нащупывавшая новые темы и художественные приемы постперестроечная литература.

Второй важной особенностью литературы 90-х годов стало то влияние, которое оказал на ее развитие рынок. Теперь не мнение Союза писателей (т.е. фактически советского министерства по делам литературы, созданного И. Сталиным в 1934 году), а читательский спрос стал определяющим фактором, который издательства принимали в расчет при публикации того или иного произведения. В 90-е годы в России возникает множество частных издательств – от гигантов, работающих на массовый рынок («Эксмо», «Дрофа», «АСТ», «Азбука», «Вагриус»), до сравнительно небольших издательств, ориентированных на «элитарного» потребителя, специализирующихся на публикации малоизвестных широкому кругу читателей произведений («Новое литературное обозрение», «Текст», «Ad Marginem»). Основной тенденцией на протяжении десятилетия было увеличение числа названий книг при уменьшении тиражей.

При этом центром литературного дискурса продолжали оставаться так называемые «толстые» журналы – ежемесячные литературно-публицистические издания, среди которых главную роль играли «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Звезда» и др.  И хотя в первой половине 90-х годов тиражи журналов резко упали, к концу десятилетия число их читателей увеличилось, в том числе и благодаря Интернету и проекту «Журнальный зал».

В конце 80-х – 90-х годах к российскому читателю пришли никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Василия Гроссмана, Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Варлама Шаламова, Эдуарда Лимонова, Саши Соколова и других выдающихся писателей. Особое место в литературном дискурсе конца 80-х – 90-х годов заняли опубликованные, наконец, в России произведения двух нобелевских лауреатов – Иосифа Бродскогои Александра Солженицына.

В 90-е годы увидели свет новые произведения авторов, хорошо известных советскому читателю. Так, в журнале «Знамя» была опубликована первая часть романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» (его полное книжное издание вышло в 1995 году). Это исторический роман о предвоенном периоде и Второй мировой войне, главное место в котором занимают размышления автора о нравственном опыте советских людей сталинской эпохи. Другое заметное произведение 90-х годов, принадлежащее писателю «старой школы», – роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» Владимира Маканина (1998). В этих произведениях советский опыт, равно как и постсоветская действительность, осмысляются с позиций этических и эстетических норм литературы того времени. В них ощущается если не ностальгия по СССР, то дискомфорт от существования в радикально меняющемся мире.

Как и для развития российской культуры в целом, для развития литературы большое значение имел выход «из подполья» в конце 80-х годов неофициальной советской культуры, так называемого андеграунда (от англ. underground – подземный, подпольный). В частности, в печати начали появляться работы ведущих представителей московского концептуализма – Дмитрия Пригова и Льва Рубинштейна. Для концептуалистов характерна ироническая игра с принятыми в культуре смыслами, обнажающая пустоту официальной культуры.

В то же время в литературу пришли молодые авторы, некоторые из которых начали писать еще до перестройки, но особенности их художественного стиля не позволяли им надеяться на карьеру писателя в СССР. Они строили свои тексты в рамках новой стилистики, часто шокировавшей читателя. Среди писателей нового поколения наиболее заметны Виктор Пелевин, Дмитрий Быков и Владимир Сорокин, для стиля которых характерна игра с литературным каноном. Среди наиболее заметных произведений этих авторов – роман «Чапаев и Пустота» В. Пелевина и роман «Голубое сало» В. Сорокина.

Попыткой осмыслить эту тенденцию в развитии русской литературы стала антология «Русские цветы зла» (1997), составленная писателем Виктором Ерофеевым, автором имевшего громкий международный успех романа «Русская красавица» (1990). В антологию вошли произведения таких авторов, как Виктор Астафьев, Сергей Довлатов, Вениамин Ерофеев, Эдуард Лимонов, Виктор Пелевин, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая, Варлам Шаламов и др. Название антологии является отсылкой к сборнику стихов французского поэта Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). В предисловии к антологии В. Ерофеев развивает мысль о том, что зло стало главной темой русской литературы конца ХХ века.

В целом можно говорить о противостоянии в современной русской литературе, с одной стороны, писателей старшего поколения, приверженцев традиционной, стилистически выдержанной и занимающей четкие этические позиции литературы, и, с другой стороны, более молодых авторов, работающих в авангардном, экспериментальном стиле и зачастую отказывающихся от этических оценок либо даже подвергающих сомнению устоявшуюся систему координат в области морали.

Домашнее задание:

Охарактеризуйте литературный процесс 90-х годов XX века.

Литература

Перевалова С.В., Тропкина Н.Е. Современная русская литература: проза и поэзия 1985–2000 г.г. (Актуальные проблемы): Учеб.– метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2003.

Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П. 2-е изд. - М.: 2015. Ч.1 - 415с.; Ч.2 - 431с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: