История русской литературы XX века

Русская литература второй половины XIX века.

Русская литература первой половины XIX века.

Русский романтизм первой четверти XIX века. Русский романтизм и эстетические идеалы эпохи Просвещения. Национальные идеалы русского романтизма и его типология: «гражданский», «психологический» (элегический), философский и др. Система жанров русского романтизма. Своеобразие романтизма В.А. Жуковского. Формирование жанра романтической элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» и др.). Художественный мир ранних баллад Жуковского («Людмила», «Светлана»). Творчество поэтов-декабристов (В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев).

Зарождение реализма в русской литературе первой четверти XIX века. Басни И.А. Крылова: широта философской проблематики, жанрово-стилевое новаторство. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: черты классицизма, сочетание романтической и реалистической эстетики. Реалистическая мотивация характеров и обстоятельств. Типичность образов персонажей. Смысл названия комедии. Своеобразие и система образов. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Автор и герой в пьесе. Роль двух Сюжетных линий. Новаторство в построении речевой характеристики героев.

А.С.Пушкин. Мотивы и жанры лирики А.С. Пушкина. Богатство содержания пушкинской лирики как «поэзии действительности». Её эстетическое совершенство. Характеристика основных мотивов, проблематики стихотворений Пушкина в связи с эволюцией его творчества. Основные лирические жанры. Новаторство Пушкина-поэта.

«Борис Годунов» как «истинно романтическая трагедия». Взгляды Пушкина на реформу отечественной трагедии. Проблема сценичности «Бориса Годунова». Особенности стиха. Историческая концепция Пушкина, ее отражение в конфликте и сюжете трагедии. Полемический диалог с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Летописная концепция истории и композиционная роль образа Пимена. Проблема «народного мнения» и мифологизация русской истории в сюжете трагедии. Спор о значении финала и заключительной ремарки в отечественном пушкиноведении. Особенности пушкинского «историзма» в «Борисе Годунове».

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Жанровая природа: подзаголовок «Роман в стихах». Эволюция образов, тем и мотивов, связь с эволюцией общественных и литературных взглядов поэта. Композиция. Роль эпиграфов и внесюжетных элементов. Онегинская строфа и её композиционные функции. Соотношение «сюжета автора» и «сюжета героев». Образ Евгения Онегина. Татьяна – воплощение авторского нравственного императива и прообраз женского типа в русской литературе XIX века. «Евгений Онегин» как «свободный роман».

Проза А.С. Пушкина. Переход Пушкина к прозе, его идейно-эстетические предпосылки и последствия. Полемический характер «Повестей Белкина». Соотношение в сюжете повестей точек зрения Белкина, рассказчиков и издателя. Своеобразие композиции. Основной конфликт. «Повести Белкина» в критике.

Эксперименты с романной формой: «Дубровский», «Капитанская дочка». Тема народного восстания. Образ Пугачева. Проблема милости и справедливости в «Капитанской дочке».

Жанр фантастической повести: «Пиковая дама». Смысл названия и эпиграфа к ней. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики.

М.Ю.Лермонтов. Лирика М. Ю. Лермонтова. Романтическое двоемирие юношеской лирики поэта (1828-1836 гг.). Воспевание протеста одинокой личности, мотивы байронического индивидуализма, напряженный драматизм, тема неразделенного чувства любви. Принципы романтического контраста, антитеза покоя и деятельности, земного и небесного. Диалектика добра и зла. Лирика 1837-1841 гг. Ораторский характер лирики. Совмещение конкретно-социального и обобщенно-философского планов. Внутренний конфликт между чувством и разумом в поздней лирике.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Отказ от традиционного повествования романного типа. Объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Прием несоответствия фабулы и сюжета. Значение образа Печорина в постановке проблемы человеческой личности. Художественные средства типизации характера главного героя. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального. Проблемы судьбы в романе.

Н.В.Гоголь. Прозаические циклы Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: состав и композиция. Проблема автора и повествователя. Романтическое двоемирие и романтическая ирония. Карнавальное начало. Художественная функция фантастики. «Миргород»: идейный замысел и логика размещения повестей. Травестийный характер повестей. Комическое и трагическое в цикле. Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя. Новаторство Гоголя-драматурга. Жанровое своеобразие комедии. Своеобразие конфликта и принцип «миражной интриги». Система образов. Художественное обобщение. Приемы комического. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Творческая история поэмы. Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Смысл названия. Жанровое своеобразие. Композиция поэмы и композиция образов персонажей. Лирические размышления автора и их типология. Творческий метод Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческими обобщениями. Символическое значение образа дороги.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Тема Петербурга, социальные мотивы повестей. Прием фантастического гротеска. Пародийный характер повестей. Особенности поэтики: роль анекдота в сюжетах, приемы живописания людей, вещная метафора, алогизм повествования, формы гротеска, абсурд как выражение идейной позиции автора. Сквозные мотивы повестей. Морализаторский пафос Гоголя.

И.С. Тургенев. Основные этапы творчества. Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева. «Записки охотника». История создания цикла. Его идеологический пафос. Соотношение социальной, национальной и общекультурной тематики. Русский крестьянин в изображении Тургенева. Многообразие крестьянских типов в очерках. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика. Природа в «Записках охотника». Тургенев – мастер «реалистического» пейзажа, элементы романтического стиля в природных описаниях Тургенева. Связь природного и человеческого начал, ее варианты и модификации в различных рассказах цикла, прием психологического параллелизма у Тургенева. Любовная повесть Тургенева («Затишье», «Переписка», «Первая любовь», «Вешние воды», «Фауст», «Ася»). Борьба счастья и долга как основной конфликт любовной повести. «Иррациональное» и «страшное» в «таинственных» повестях и рассказах Тургенева: «Собака», «Сон», «Песнь торжествующей любви», «После смерти (Клара Милич)» и др. Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества 1830-1860-х гг. Центральные герои романов как герои-идеологи и духовные символы поколений, сменяющихся на арене истории. Смерть героя-идеолога как постоянный мотив тургеневского романа, ее культурно-исторический смысл. Тема проверки духовной состоятельности героя-идеолога женской любовью и суда над ним. Роман «Отцы и дети». Общественный и политический конфликт, отраженный в произведении. Суть нигилизма Базарова в социальном, естественнонаучном, философском и «демоническом» аспектах. Позиция автора по отношению к базаровским «отрицаниям» и способы их художественного опровержения. Роман «Отцы и дети» в отзывах критиков (М. Антонович, Д. Писарев, Н. Страхов) и откликах современников.

«Стихотворения в прозе». Жанровое и композиционное своеобразие цикла. Символические, аллегорические и фантастические образы в цикле, лиризм, элегизм, притчевость, «поэтика сновидения».

И.А. Гончаров. Роман «Обыкновенная история». Конфликт «прекраснодушного» романтизма и трезвого практицизма. Петр Адуев как идеолог и защитник новой «действительности» с позиций рационализма и практицизма «буржуазного» типа. Авторское отношение к крайностям романтизма и практицизма и поиски путей примирения между ними, образ Лизаветы Александровны. Поэтика «Обыкновенной истории»: ирония и юмор в романе, роль пушкинских реминисценций, элементы гоголевской образности и стилистики. Роман «Обломов». Социальная и политическая ситуация в России к моменту появления романа. «Позитив» и «негатив» образа Обломова с авторской точки зрения. Социальные причины обломовской апатии. Обломов как русский национальный и универсально-человеческий тип. Штольц как гончаровский вариант типа «нового человека» – деятеля, открытого практике и действительности. Своеобразие практицизма Штольца и его мировоззренческая подоснова. Центральные женские персонажи романа – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – как психологические антиподы. «Реальная» (Н. Добролюбов, Д. Писарев), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органическая» (А. Григорьев) критика об Обломове и обломовщине.

Н.А. Некрасов. Новаторство поэзии Некрасова. Тематическая, «персонажная» и языковая прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Версификационное новаторство и богатство поэтического языка Некрасова, «некрасовские» размеры и рифмы. Тема социальной трагедии в «городской» («Еду ли ночью по улице темной...», «На улице» и др.) и «крестьянской» («В дороге», «Несжатая полоса» и др.) лирике Некрасова. Обыденно-реалистическое и фольклорно-поэтическое начала в крестьянских поэмах «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».

Героизация декабристской темы и поэтизация мотива христианской жертвы в исторических поэмах «Русские женщины», «Дедушка».

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме «Кому на Руси жить хорошо», широта тематического и стилевого диапазона поэмы. Многообразие крестьянских типов в произведении, «высокие» (Матрена Тимофеевна Корчагина и др.) и «низкие» крестьянские образы. Образы «народных заступников». Религиозные мотивы в поэме и их социальная огласовка. Фольклорное начало, его функции и способы художественной репрезентации.

Русская романтическая поэзия второй половины XIX века (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой). Своеобразие поэзии «чистого искусства». Мировоззренческие позиции поэтов. Общность и различие в художественных мирах трех поэтов. Основные темы лирики, гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Философские, любовные, социальные, политические мотивы лирики Ф.И. Тютчева.

Лирическая поэзия А.К. Толстого, её романтическая одухотворенность («Средь шумного бала…» и др.) и реалистически-бытовая конкретность («Крымские очерки» и др.), фольклорные мотивы («Колокольчики мои…» и др.).

А.Н. Островский. Драма «Гроза»: изображение трагической стороны купеческого бытового уклада. Калиновские самодуры Кабаниха и Дикой, их сила и слабость. Психологический, социальный и исторический смысл конфликта Катерины с царством самодуров. Катерина – героический характер из народной среды. Религиозные мотивы в пьесе. Характер христианства Катерины, смысл ее самоубийства с точки зрения героев и автора. Символика «Грозы». Н. Добролюбов, Н. Писарев и А. Григорьев о пьесе «Гроза».

Быт и нравы цивилизованной буржуазии в психологической драме «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой, величие и слабость героини. Тема обмана и самообмана в пьесе. Структурообразующая роль мотивов купли-продажи и «цыганщины». Карандышев – новая версия маленького человека. Смысл трагического финала. Общие особенности поэтики драмы Островского: этнографизм, повествовательность, самоценность диалога и «речевое действие», элементы проповеднического дидактизма, «романный» психологизм, юмор, колоритность и народность языка.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города». Сатирическая направленность книги. Образ города Глупова. Глуповские градоначальники и проблема их исторических прототипов. Аллюзии на современность. Образ народа в «Истории...», его духовное рабство и бедственное существование. Тема «конца истории» в финале романа, символический характер и философский смысл образа апокалипсического смерча «о н о». Различные трактовки образа в критике и литературоведении. Многообразие сатирических и комических форм и приемов в романе, гротеск, фантастика, иронические тропы, языковое мастерство.

Роман «Господа Головлевы». Мастерство анализа крепостнического уклада жизни и его порождений. Тема извращения нравственных и религиозных ценностей в дворянской патриархальной среде. Три поколения семьи Головлевых. Иудушка – «вечный тип» мировой литературы. Мотив духовного пробуждения героя, его христианская огласовка и место в идейном целом произведения. «Господа Головлевы» в ряду других семейных романов русской литературы XIX в. Жанровое своеобразие романа, стилистика физиологического очерка в портретных и пейзажных описаниях. «Сказки для детей изрядного возраста». Сквозные темы и узловые проблемы сказочного цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, гиперболизм, моралистичность, языковой комизм, традиция жанров басни, притчи и народной сказки.

Ф. М. Достоевкий.Романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Социально-типическое и психологически исключительное в главных персонажах романов. Роль идеи в структуре характера у позднего Достоевского. Принцип двойничества в построении системы образов. Элементы семейного и авантюрно-уголовного повествования в сюжете. Философская проблематика романов. Своеобразие психологизма в романах. Религиозно-нравственная, психологическая и социальная оценка автором центральных персонажей романов. Понятие «карамазовщина».

Л.Н.Толстой.Романы Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»).

«Война и мир» – вершина творчества Льва Толстого. Творческая история романа. Роман-эпопея как историческое, героико-патриотическое, философское и психологическое произведение. Проблема жанра произведения. Своеобразие авторской позиции, образ автора в романе. «Мысль народная» в «Войне и мире». Основные положения толстовской философии истории (полемика с официальной историографией, вопрос о роли личности в истории, о движущей силе истории, «дух войска», его роль в сражении и проявления). Понимание Толстым сущности русского национального характера; народ как главный герой произведения. Образы Кутузова и Наполеона, их роль в реализации историко-философской концепции Толстого, изображение исторических лиц. Смысл противопоставления героев. Система образов-персонажей произведения. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Интеллектуальный герой, стремящийся к постижению смысла жизни, в водовороте исторических событий. Рациональное осмысление мира Болконским, интеллектуальное и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером. Путь духовных исканий героев.

«Анна Каренина». Роман и его эпоха. Особенности жанра романа (социальное, психологическое, философское в произведении). «Мысль семейная» в романе. Образ Анны Карениной. Смысл ее конфликта с обществом и с собой. Смысл эпиграфа к роману. Образ Константина Левина. Автобиографические и типические черты героя. Духовные искания Константина Левина и жизненный опыт Льва Толстого. Направление и смысл исканий главного героя. Левин и проблема народа в романе. Художественное своеобразие романа «Анна Каренина». Новые достижения Толстого в развитии жанра романа.

Н.С. Лесков. Самобытный характер творчества писателя, его роль в литературном процессе второй половины XIX в. Бытовые повести и жанр «русской новеллы» в творчестве писателя («Леди Макбет Мценского уезда»). Своеобразие искалеченного средой самобытного характера главной героини, особенности развития сюжета в произведении. Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя в творчестве писателя. «Очарованные» души и «художники». Талант и творческое начало народной жизни в понимании и изображении Лескова («Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Человек на часах», «Запечатленный ангел», «Левша», «Тупейный художник», «Чертовы куклы», «Островитяне» и др.). Самобытность изображенных писателем героев, необычность их судеб, исключительность описанных обстоятельств, нравственные идеалы героев и писателя, любовь к людям и жизни – отличительные черты повествовательной манеры Лескова в этих произведениях. Мастерство Лескова-писателя. Знание жизни России и оптимистический характер мировосприятия. Жанровое новаторство. Лесковский «сказ». Анекдот и автобиографическое начало в поэтике Лескова. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя.

А.П. Чехов. Начало творческого пути, сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Поэтика сценки, чеховская комическая ономастика. Объекты авторской насмешки в сценках «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий», спор с традицией изображения «маленького человека». Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма в рассказах «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» и др. Традиции сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина в «Унтере Пришибееве». Рассказы о детях («Гриша», «Детвора» и др.).». Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и других произведениях. «Романное» содержание чеховского рассказа («Ионыч» и др.). Красота природы, искусства и поиск смысла жизни как «ориентиры настоящей правды» в творчестве Чехова. Тема и образ будущего в рассказах «Случай из практики» и «Невеста». Проблема «незавершенности» и «открытых финалов» чеховских рассказов. Психологическая, символическая, «импрессионистическая», «случайная» деталь у Чехова. Музыкальность и поэтичность чеховского стиля.

Драматургия. Оппозиция жизнь // искусство и тема столкновения поколений в пьесе «Чайка», история постановки пьесы. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». «Три сестры»: оппозиция смысла и бессмыслицы существования как основной философский конфликт пьесы, тема будущего, элементы поэтики «абсурда». «Вишневый сад»: образ вишневого сада, старые и новые хозяева сада как прошлое, настоящее и будущее России, лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей в идейно-художественном целом произведения. Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес. Традиционные и нетрадиционные моменты в поэтике чеховской драмы. Звуковые и шумовые эффекты. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета. «Бессобытийность». «Подводное течение». Своеобразие монологов и диалогов.

3.1. История русской литературы конца XIX – начала XX вв.

И.А. Бунин. Поэзия И. Бунина. Сборники «Под открытым небом», «Листопад». Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Проза 1890-1900-х гг.: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в «Знании». Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы «Третьи петухи», «Пост»). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Святые»). Философская проблематика рассказа «Братья». Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев («Суходол», «Деревня»). Восприятие национального характера. Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина. Неприятие Октября. «Окаянные дни». Эмиграция.

Л. Андреев и М. Горький: спор о человеке. Идейно-творческая полемика М. Горького и Л. Андреева о природе человека, его возможностях и способности влиять на окружающий мир. Горьковское представление о человеке и его выражение в творчестве: ранняя романтическая проза, драма «На дне», поэма «Человек», роман «Мать», проза 1910-х (цикл очерков «По Руси», автобиографическая трилогия). Концепция человека в творчестве Л. Андреева: близость к Горькому и принципиальные расхождения («Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», драма «Жизнь человека»). Проблема гуманизма.

Судьба русского реализма на рубеже XIX-XX веков. Писатели реалистических течений 1890-1990-х гг. как «наследники» традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелеви др.). Новое понимание отношений личности и среды, характеров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Усиление эпического начала в прозе. Ослабление прямых форм выражения авторской позиции, роль сказа. Концепция «неореализма».

«Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна. Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Книги стихов Н. Клюева «Сосен перезвон» и «Братские песни». Православные мотивы в лирике Клюева. Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина.

Возникновение русского символизма и «старшие» символисты.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.). Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Русский символизм в контексте мирового литературного развития.

«Старшие» символисты: ведущие идейно-стилевые тенденции. Характеристика творчества одного из «старших» символистов: (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб).

Младосимволизм. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Проблемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллигенции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл. Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства - как средства служения этой цели.

А.А. Блок. Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Лирическая трилогия («трилогия вочеловечивания») А. Блока (композиция, лирический сюжет, лирическое «я», символика). Поэма «Двенадцать». Художественный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная концепция стихии «музыки». Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Поэма в оценках критики.

Акмеизм. Кризис символизма. Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевичи др.). Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира.

Русский футуризм. Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда» в предреволюционную эпоху. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуристы» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковскийи др.). Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов - «гилейцев» (позднее - кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак)и ее особое место в футуризме, Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии. Характеристика творчества одного из поэтов-футуристов: творческий путь, проблематика, стилевое своеобразие, новаторство.

3.2. История русской литературы 1920 – 1970-х гг.

Русская литература 1920-30-х гг. Литературные группы и объединения 1920-х гг.: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы. Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг. Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека. Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей. Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Полифония гуманистических концепций в произведениях 1920-х гг., посвященных теме революции и гражданской войны (В. Зазубрин «Щепка», А.Н. Толстой «Гадюка», М. Шолохов «Донские рассказы»). Героико-романтический роман А. Фадеева «Разгром». Проблема гуманизма в «Конармии» И. Бабеля. Общечеловеческий характер гуманизма М. Булгакова в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».

Художественная «экспертиза» действительности в сатире 1920-х гг. Основные проблемы и мотивы сатирического исследования жизни. Фантастическая абсурдность мира у М. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Объект сатиры в рассказах М. Зощенко. Юмористическая дискуссия с официальными мифами в романах И. Ильфа и Е. Петрова. Бытовой гротеск В. Маяковского в пьесах «Клоп», «Баня». Трагическая мистерия в комедиях Н. Эрдмана «Мандат», «Самоубийца».

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Творческая история романа. Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; прием «роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 1920-30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иешуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 1960-80-х гг.

Символический реализм романов А. Платонова «Чевенгур» и «Котлован» как эпическое осознание и оценка действительности второй половины 1920-х гг. Трагедия насильственного осчастливливания человека. Деформация гуманистических представлений. Крах утопии социализма. Связь предмета изображения с поэтикой А. Платонова: символичность, физиологичность, ирония, гротеск, сатира, «корявость» языка, фантастичность. Трагическая концепция мира и комическое у Платонова. Саркастическое изображение практики общественных преобразований во имя абстрактной идеи счастливого будущего при полном игнорировании реальных, «частных», потребностей и интересов людей. Образ ребенка в «Чевенгуре» и «Котловане».

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг. Пути утверждения художественной правды в прозе о Великой Отечественной войне. «Обобщенно-поэтизирующая» и конкретно-аналитическая тенденции в социально-психологической прозе 1940-х гг. Опыт эпического освещения войны в повестях и романах военных лет («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева). Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Э. Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х - начала 1960 гг.

Судьба народа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история романа. Судьба России, народа и интеллигенции; трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление в произведении. Евангельские мотивы. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Концепция личности, ее соотношения с историей и вселенной. Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны 1950-60-х гг. «Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Ориентированность повествования на точку зрения рядового участника событий. Концепция героического и новый тип героев. Новое о человеке на войне. Углубление антивоенной темы в «военной прозе»: «Июль 41 года» и «Навеки - девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Сашка» В. Кондратьева. Расширение и обогащение представления о героическом в повестях «Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова.

Деревенская тема и «деревенская проза» как особая творческая общность. Условность термина «деревенская проза». Генезис деревенской темы. Проза 1920-30-х гг. о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-70 годы. Становление и развитие «деревенской прозы». Рассказ «Матренин двор» А. Солженицына и его место в процессе художественного освоения народного бытия. Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева). Изображение близкого и далекого прошлого русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем («Последний поклон» и «Царь-рыба» В. Астафьева, «Любавины» В. Шукшина). Философия природы «естественного мира», стремление приобщить современников к народным традициям («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова). Образы деревенских стариков, их значение в контексте нравственно-философских исканий прозы. Повести В. Распутина. Ориентация на народное слово в рассказах и повестях В. Шукшина, Е. Носова.

«Лагерная» проза. «Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества («Колымские рассказы» В.Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова и др.). «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Тема совестливости и достоинства. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Роман А. Солженицына «В круге первом». Автобиографичность и художественный вымысел. Тема земных испытаний. Тема преодоления зла в контексте традиций русской литературы. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»: историко-философская проблематика, жанровое своеобразие.

Развитие поэзии в 1960-е гг. Гражданский пафос «эстрадной» поэзии периода «оттепели». Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной). Нравственно-философские искания и идеалы «тихой» лирики в творчестве Н. Рубцова. Пути развития авторской песни (Б. Окуджава, А. Галич). Поэтическое творчество В. Высоцкого, его эволюция. Основные темы и мотивы стихов-песен, острота постановки социальных и нравственных проблем, глубина и своеобразие художественного решения «вечных», философских вопросов бытия. Жанровое многообразие его произведений. Особенности поэтики и стиля.

Драматургия 1960-70-х гг. Выдвижение на первый план социально-психологической драмы. Пьесы А. Арбузова («Годы странствий», «Иркутская история»), В. Розова («Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы»), А. Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра»). Характеры молодых современников. Переход от драмы открытых столкновений к драме выбора. Оригинальность художественных решений, многообразие жанровых и стилевых форм, усиление роли условных сценических приемов. Психологическая тенденция в драматургии. Усложнение авторской позиции, поиск новых конфликтных ситуаций: коллизии любви и быта («Валентин и Валентина» М. Рощина), драматизм взаимоотношений «отцов» и «детей» («Жестокие игры» А. Арбузова, «Гнездо глухаря», «Кабанчик» В. Розова).

Художественные открытия А. Вампилова, традиционное и новаторское в его драматургии. Духовная эволюция героев («Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота»).

Творчество А. Твардовского. Творческая история поэмы «Василий Теркин». Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса, собирательность ее героя. Поэма «Дом у дороги», ее проблематика, образы героев, жанр. «За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей». Конкретность и обобщенность картин и образов поэмы. «Вечные» темы в ней (духовность, долг, совесть).

Творчество Твардовского 1960-70-х гг. Новое обращение к образу Василия Теркина, «помещенному» в сатирическую среду («Теркин на том свете»). Поэма «По праву памяти». Биографичность и широкий смысл поэмы. Движение лирического героя поэмы к правде. Сила поэтического слова, элементы публицистики, рожденные освобождением памяти поэта и велением совести. Твардовский – редактор журнала «Новый мир».

3.3. История русской литературы конца XX – начала XXI вв.

Русский постмодернизм. Постмодернизм как литературное течение. Рождение русского постмодернизма («Пушкинский дом» А. Битова, «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, романы Саши Соколова). Постмодернистские тенденции в поэзии. Московский концептуализм. Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров). Постмодернистская проза. Т. Толстая («Река Оккервиль», «Кысь»), В. Пелевин («Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота»), А. Королев («Голова Гоголя»), рассказы и повести В. Сорокина. Драматургия постмодернизма. Трагедия Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Театр Нины Садур. Е. Гришковец – «человек-театр».

Современный русский рассказ. Жанровое многообразие. Тенденции развития. Характеристика малой прозы В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова, Ю.Бондарева, А. Солженицына. Отражение в рассказах проблем сегодняшней жизни. Популярность циклов рассказов-миниатюр («Крохотки» А. Солженицына, «Затеси» В. Астафьева, «Мгновения» Ю. Бондарева). Рассказ как основной жанр прозы С. Довлатова. Автобиографизм и дневник как жанровая основа книг Довлатова «Компромисс», «Зона», «Заповедник», «Чемодан».

Современная женская проза. «Женский почерк» в современной прозе: Т. Толстая, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, В. Токарева, М. Вишневецкая, О. Славникова. Дискуссии о женской прозе. Вечные категории бытия и их отрицание в современной женской прозе. Тема семьи. Проблема «отцов и детей». Рассказы Т. Толстой «Синяя птица», «Женечка», «На златом крыльце сидели», «Любишь – не любишь», «Соня» и др.: элементы, источники, основные формы (цитаты, реминисценции, аллюзии и др.) интертекста. Типология женских образов в прозе Л. Петрушевской. Мир и «антимир» в сказках Л. Петрушевской.

Современный литературный процесс (90-е гг. XX века – начало XXI века). Жанровая форма в современной прозе. Массовая литература. Темы и жанры современной русской фантастики. Сетевая литература. Языковые процессы в литературе конца столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: