Проверка стартера в режиме полного торможения

Лабораторная работа № 12

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРТЕРОВ

Цель работы: приобретение практических навыков проверки технического состояния и регулировки стартеров и вспомогательных устройств системы пуска.

Содержание работы: внешний осмотр, регулировка привода; проверка стартера на холостом ходу и при полном торможении якоря, проверка деталей и узлов стартера — проверка состояния щеток,  пружин щеткодержателей, изоляции щетко­держателей; проверка муфты свободного хода; проверка тягового реле стартера.

Оборудование: стартеры (СТ230, СТ 221,  СТ142 и др.),  их узлы и дета­ли; исправные и заряженные аккумуляторные батареи соответствующего типа; динамометры на 3 и 10 кгс; контрольные лампы напряжением 12 и 220 В; инструменты.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Внешний осмотр

Покачиванием вала якоря определяют состояние подшипников. Изношенные втулки  заменяются.

Перемещением якоря вдоль оси проверяют осевой люфт вала. Осевой люфт от 0,1 до 0,7 мм регулируют установкой шайб 6 (рис. 78) со стороны привода между крышкой 5 и упорным кольцом 7. Проверяют легкость перемещения деталей и узлов привода. При проверке рукой перемещают шестерню 9 вместе с муфтой по шлицам вала вперед к переднему подшипнику. Они должны свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Если привод перемещается по валу с трудом или не возвращается, его разбирают и после разборки удаляют налет с вала наждачной бумагой зернистостью 140..180.

 

2

 

Регулировка привода стартеров

 

В стартерах СТ117, СТ113-Б, СТ130 винтом 7 (рис. 79), расположенным в крышке 8, устанавливают шестерню 10 привода в исходное положение. При этом расстояние  А  между торцом шестерни и плоскостью фланца крышки должно быть 32.35 мм. Затем проверяют расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом 9 в момент замыкания контактов тягового реле. Для этого, сняв крышку, закрывающую якорек тягового реле, нажатием на якорек 3 перемещают его до момента замыкания клемм 1 контактным диском 2 тягового реле.

Для определения момента замыкания клемм к тяговому реле подключают две лампы. Лампа, подключенная к клемме «КЗ», должна включаться немного раньше или одновременно с другой лампой. Расстояние Б (3...5 мм) регулируют ввертыванием или вывертыванием винта 4 в якорек 3. Перед этим следует снять палец 5, соединяющий винт с рычагом 6 привода.

 

 

-3-

 

В стартере СТ142 расстояние между втулкой шестерни 3 (рис. 81) привода и упорной шайбой 4 при включенном тяговом реле должно быть 0,5...2,0 мм. При этом клеммы тягового реле должны быть замкнуты. Затем между торцом шестерни и упорной шайбой устанавливают прокладку 5 толщиной 23 мм. Клеммы реле не должны замыкаться. Замыкание клемм определяется контрольной лампой.

Регулировку привода производят поворотом эксцентриковой оси 2 рычага 1, на которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Фланец проворачивают до совпадения отверстий с резьбовыми отверстиями крышки, затем вновь проверяется регулировка привода.

В стартере СТ103 в момент начала замыкания клемм тягового реле должен быть зазор 11,7 мм между торцом шестерни и упорным кольцом. Регулировка зазора производится аналогично регулировке стартеров СТ117 и др. (см. рис. 79).

 

 

-4-

В стартере СТ221 привод не регулируется. Расстояние А (рис. 82) должно быть 21,3—21,5 мм. Изношенные детали привода и тягового реле заменяются.

 

-5-

Основы методики проверки стартеров

Проверка стартеров производится с исправной заряженной аккумуляторной батареей такой же емкости, что и у батареи, с которой работает проверяемый стартер. Стартер проверяют в двух режимах: в режиме холостого хода и в режиме полного торможения якоря. Для проверки стартера его подключают по схеме, приведенной на рис. 83.

Проверка стартера в режиме холостого хода. Включают стартер и через 30 с после включения по показанию амперметра определяют силу тока, а частоту вращения якоря стартера замеряют переносным тахометром (рис. 84). Показания амперметра и тахометра сравнивают с данными табл. 5. Стартер считается исправным, если сила тока не будет превышать величин, приведенных в табл. 5, а частота вращения якоря будет не меньше их.

Увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря по сравнению с величинами, приведенными в табл. 5, вызывается следующими неисправностями:

1. ослаблением крепления крышек, что вызывает перекос вала якоря;

2. замыканием пластин коллектора  металлоугольной  пылью,  возникшей при износе щеток и коллектора;

3. изгибом вала и др. Стартер, удовлетворяющий техническим условиям в режиме холостого хода, проверяется в режиме полного торможения.

На некоторых стартерах, например СТ230-А, отверстие в крышке под вал якоря закрыто заглушкой. Перед проведением лабораторной работы эту заглушку необходимо удалить.

 

-6-

Проверка стартера в режиме полного торможения.

 На зубьях шестерни привода закрепляют рычаг и соединяют его с пружинным динамометром (рис. 85). Стартер включают на 3...4 с и читают показания амперметра, вольтметра и динамометра. Крутящий момент М электродвигателя стартера определяют произведением М = PL                              (КГ.М)

 где Р — сила, регистрируемая пружинным динамометром, кг

   L — длина рычага, м. (При выполнении лабораторной работы принимаем длину рычага 0,5м.)

 Замеренные величины сравнивают с силой тока при полном торможении и наибольшем моменте (см. табл. 5). Стартер считается исправным, если сила потребляемого тока будет не больше, а крутящий момент не меньше величин, приведенных в табл. 5.

При напряжении аккумуляторной батареи не менее 9 (18) В,  большая сила потребляемого тока и меньший крутящий момент могут быть при замыкании обмотки возбуждения или обмотки якоря на корпус, витковом замыканий в катушках обмотки возбуждения, замыкании пластин коллектора или замыкании на корпус изолированных щеткодержателей, а также механических неисправностей. Малый крутящий момент и небольшая сила тока могут быть при зависании или износе щеток, окислении или замасливании коллектора, ослаблении пружин щеткодержателей и окислении контактных поверхностей контактного диска и клемм тягового реле. Вращение якоря стартера при заторможенной шестерне свидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода.

 

 

-7-

Стартер, не удовлетворяющий техническим условиям, разбирается для проверки состояния обмоток, узлов и деталей.

Проверка деталей и узлов стартера

Снимают защитный кожух 1 (см. рис. 78) или защитную ленту и проверяют состояние щеток, пружин щеткодержателей, изоляцию щеткодержателей (при снятой крышке) и коллектора. Замасливание щеток и коллектора увеличивает сопротивление в цепи обмоток электродвигателя, а поэтому снижаются потребляемая им сила тока и мощность электродвигателя стартера.

Износ щеток и коллектора сопровождается уменьшением прижатия щеток к коллектору, что снижает силу тока в цепи стартера. Кроме того, металлографитная пыль, образующаяся при износе щеток и коллектора, оседает на поверхности крышки и может вызвать замыкание изолированных щеток на корпус, что приведет к отказу в работе стартера.

Замасленные коллекторы, щетки и щеткодержатели протирают чистой тканью. Изношенный коллектор протачивают, а потом шлифуют.

Подвижность щеток в щеткодержателях проверяют, приподнимая крючком пружину щетки и, слегка дергая за канатик щетки, перемещают щетку в щеткодержателе. Щетки должны перемещаться легко, без заеданий. Измеряют высоту щеток и заменяют их, если они изношены более допустимого значения (см. табл. 5).

Замыкание щеткодержателей с корпусом проверяется лампой под напряжением 220 В (рис. 89).

 

 

-8-

Давление пружины на щетки измеряют динамометром (рис. 90). Для этого необходимо приподнять щетку и положить между щеткой и коллектором полоску бумаги. Затем крючком динамометра зацепить за проводник щетки и, расположив динамометр вдоль оси щетки, приподнять щетку до свободного передвижения полоски бумаги. В этот момент отметить показание динамометра. В случае уменьшения усилия давления пружины более чем на 25% от номинальной величины даже при малом износе щетки пружину необходимо заменить. Для увеличения усилия давления пружины можно изогнуть кронштейн подвески пружины (рис. 91). Величины давления пружин на щетки приведены в табл. 5.

Составление отчета:

1.Законспектировать методику проверки стартера в режиме холостого хода.  Нарисовать эскиз рисунка 82.

2.Законспектировать методику проверки стартера в режиме полного торможения. Нарисовать эскизы рисунков 83, 84, 85.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: