Виды форм народного танца

Материал для подготовки к тестированию 4 класс

Термины классического танца.

Allonge (аллянже) — удлинённый, продлённый, вытянутый;

пальцы кисти чуть вытянуты в длину, каждый пальчик не соприкасается друг с другом

Adajio [адажио] - медленно, медленная часть танца.

Assamble [ссамблее]- соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.

Attitude [аттитюд] - поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Passe – (пассе) — носок у колена.

Pordebras —(пор де бра) — «перегибы туловища»: наклон вперед, назад, или в сторону.

Temps lie — (тан лие) — маленькое адажио.

Balance — (балансе) — «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху — назад книзу, вперед — назад, вперед — назад кверху.

Allegro (аллегро) - прыжки.

Aplomb (апломб) - устойчивость.

Arabesque (арабеск) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.

Pas ballonne (па баллонэ) - раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.

Pas de bourree (па де буррэ) - чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.

Brise (бризе) - разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Pas de basque (па де баск) - шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.

Cabriole (кабриоль) - прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Changement de pieds (шажман де пье) - прыжок с переменой ног в воздухе.

Changement (шажман) - смена.

Pas chasse (па шассэ) - гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Pas de chat (па де ша) - кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.

Coupe (купэ) - отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.

Pas couru (па курю) - пробежка по шестой позиции.

Croisee (краузэ) - скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Degagee (дегаже) - освобождать, отводить.

Developpee (девлоппэ) - вынимание.

Ecartee (экартэ) - отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee (эфасэ) - развернутое положение корпуса и ног.

Echappe (эшаппэ) - вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

Pas emboite (па амбуатэ) - вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors (ан деор) - наружу, из круга.

En dedans (ан дедан) - внутрь, в круг.

En face (ан фас) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant (ан турнан) - вращать, поворачивать корпус во время движения.

Fouette (фуэтэ) - стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Ferme (фермэ) - акрывать.

Pas faille (па файи) - подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Glissade (глиссад) - скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Jete ferme (жэтэ фермэ) - закрытый прыжок.

Jete passé (жэтэ пассэ) - проходящий прыжок.

Pirouette (пируэт) - юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Pointe (пуантэ) - носок, пальцы.

Port de bras (пор де бра) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Preparation (прэпарасион) - приготовление, подготовка.

Releve (релевэ) - приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

De jambe (дэ жамб) - нога.

Terre (тер) - земля.

Rond de jambe en l’air (рон де жамб ан лер) - руг ногой в воздухе.

Soute (сотэ) - прыжок на месте по позициям.

Simple (семпль) - простой, простое движение.

Sissonne (сисонп) - прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee (сисон ферме) - закрытый прыжок.

Sissonne ouverte (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple (сисон семпль) - простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee (сисон томбе) - прыжок с падением.

Saut de basque (со де баск) - прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu (сутеню) - выдерживать, поддерживать, втягивать.

Temps lie (тан лие) - связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.

Temps leve soutee (тан левэ сотэ) - прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.

Tire-bouchon (тир бушон) - закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Tour chainee (тур шенэ) - сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l’air (тур ан лэр) - воздушный поворот, тур в воздухе.

Tour (тур) - поворот.

Выворотность - раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация - соответствие и согласование всего тела.

 

Упражнения у станка.

1. Demi plie – (деми плие) — маленькое приседание.

Grand plie– (гранд плие) — большое, глубоко приседание

2. Battement tendus – (батман тондю) — скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение.

Battement tendus jeté – (батман жете) — скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45.

Picce-(пикке) — «колющий»: быстрое касание носком пола.

3. Rond de jambe par terre — (ронд де жамб пар тер) — круговые движения ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans.

En dedans (ан дедан) — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

En dehors (ан деор) — направление движения или поворота от себя или наружу.

4. Вattement fondu —(батман фондю) — «тающий» батман. Одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

Положение sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) — положение ноги на щиколотке.

5. Вattement frappe — (батман фрапэ) — короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе (25’, 45’) в положение на носок или книзу.

6. Petit battement sur le cou—de—pied — (пти батман сюр ле ку де пье)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

7. Adagio (адажио) — медленно, плавно. Подъем ноги на 90’ и выше. Включает в себя гранд плие, девлюпе, релевелян. Слитная связка.

8. Relevelent —  релевелян) — «поднимать» медленно, плавно. Поднятие ноги вперед, в сторону или назад.

9. Développe— (девлёпе) — «раскрывание», подъем ноги через положение passé

10. Grand battement jete— (гранд батман жете) — «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

 

Народный танец

Экзерсис - это движения у станка и на середине зала.

Положения стоп в народно-сценическом танце:

- Натянутая (или вытянутая) стопа - это напряженная стопа с предельно вытянутыми подъемом и пальцами.

- Сокращенная стопа - это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.

- Свободная стопа - это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев

- Опорная нога - нога, на которой находится тяжесть корпуса.

- Рабочая (или работающая) нога - нога, которая выполняет движение.

Формы и виды танцев

Адажио - (Адажио) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

Айра - башкирский танец.

Аллеманда - старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения.

Антре - вступительная часть развернутого па-де-де (па-де-труа), выход одного или нескольких исполнителей.

Балет – один из видов сценического искусства.

Барыня - русский танец.

Баядерка - индийская танцовщица, участвующая в религиозных церемониях или праздничных увеселениях.

Болеро - испанский парный танец.

Бостон - медленный вальс.

Бранль - французский танец.

Бульба - белорусская народная плясовая песня.

Бурре - французский танец.

Вальс - бальный танец в трехдольном размере.

Вариции - небольшой, но технически сложный сольный классический танец.

Венгерка - бальный танец. Основан на народном венгерском танце чардаш.

Гавот - старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера.

Гопак - украинский народный танец.

Гуцулка - украинский танец.

Давлури - грузинский народный танец.

Жига- старинный парный (у матросов - сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии.

Жок - массовый молдавский народный танец, а также народное гулянье.

Кадриль - народный и бальный парный танец.

Казачок - народный танец (украинский, кубанский, терский и др.).

Калтак - таджикский танец.

Камаринская - русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера.

Канкан - французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту.

Карманьола - французский танец.

Картули - грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка.

Кафа - старинный кабардинский народный танец.

Кауча - испанский (андалусский) народный танец.

Коломийка - украинская народная песня-танец, родственная частушке.

Контрданс - народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль.

Котильон - бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др.

Корачи - армянский танец. Кочари произошло от словосочетания "гоч ари", что переводится как "храбрый мужчина". Танец изначально являлся боевым танцем, который армяне танцевали перед битвами.

Краковяк - польский народный, затем бальный танец.

Крыжачок - народная песня и танец в Белоруссии и Польше.

Куявяк - польский народный танец.

Лансье (кадриль-лансье) - английский бальный танец. С сер. 19 в. распространился в Европе.

Лансье (Ланце) - русский народный танец типа кадрили.

Лезгинка - народный танец горских народов Кавказа. Имеет много разновидностей.

Лявониха - белорусский танец.

Мазурка - польский народный танец. В 19 в. стал бальным.

Мамбо - латиноамериканский танец.

Матлот - матросский танец.

Менуэт - старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный.

Метелици - русский и украинский танец.

Молдовеняска - молдавский народный танец.

Мюзет - старинный французский танец.

Ожялис - литовский танец.

Оляндра - молдавский танец.

Осуохай - якутский танец.

Паванна - торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в.

Полкка - финский танец.

Полонез - бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным танцем во Франции и в других странах.

Полька - народный и бальный танец чешского происхождения.

Ригодон - старинный французский танец.

Романеска - итальянский народный танец.

Румба - афро-кубинский народный, а также бальный танец.

Руцавиетис - латышский танец.

Рученица - болгарский танец.

Сальтарелло - старинный итальянский танец.

Самба - народный бразильский танец, послуживший основой для создания парного бального танца свободной композиции.

Сарабанда - старинный испанский народный танец. С 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец.

Сегтдилья - (Сегедилья) испанский народный танец.

Симд - осетинский танец.

Сиртаки - греческий танец.

Слоуфокс - танец, медленный фокстрот.

Степ – чечетка.

Страшак - чешский танец.

Сырба (Хора) - румынский, молдавский народный танец-хоровод.

Тамбурин - провансальский танец в сопровождении тамбурина.

Танго - современный бальный танец.

Тарантелла - итальянский народный танец в быстром темпе.

Твист - танец. Введен ок. 1960 в США музыкантом Х. Бэллардом.

Трепак - старинный русский танец в быстром темпе.

Тустеп - американский бальный танец.

Фарандола - французский (провансальский) народный хороводный танец.

Фокстрот - американский бальный танец.

Хабанера - кубинский народный танец и песня.

Хоровод - древнейший вид народного танцевального искусства. Сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.

Чардаш - венгерский народный танец.

Чарлистон - американский бальный танец.

Чечетка (Степ) - эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой).

Эстампида - старинный французский танец.

Юрочка - белорусский танец.

Яблочко - матросский танец.

Янка - белорусский танец.

Pas d’achions (па д’аксион) - действенный танец.

Pas de deux (па дэ дэ) - танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de trios (па дэ труа) - танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.

Pas de quatre (па дэ катр) - танец четырех исполнителей, классический квартет.

Виды форм народного танца

Виды хоровода

Орнаментальные

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам.

Эти определённые построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды пляски

Одиночная

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Парная

Её исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюблённых. Чаще всего это свадебные пляски.

Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или две мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. Массовый пляс

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняются в парах – один против другого. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. На вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста.

Виды кадрили.

Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест – накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

Линейная

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д. каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Круговая

Участвует чётное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечётное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведётся по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: