Материал для подготовки к тестированию 4 класс
Термины классического танца.
Allonge (аллянже) — удлинённый, продлённый, вытянутый;
пальцы кисти чуть вытянуты в длину, каждый пальчик не соприкасается друг с другом
Adajio [адажио] - медленно, медленная часть танца.
Assamble [ссамблее]- соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] - поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Passe – (пассе) — носок у колена.
Pordebras —(пор де бра) — «перегибы туловища»: наклон вперед, назад, или в сторону.
Temps lie — (тан лие) — маленькое адажио.
Balance — (балансе) — «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху — назад книзу, вперед — назад, вперед — назад кверху.
Allegro (аллегро) - прыжки.
Aplomb (апломб) - устойчивость.
Arabesque (арабеск) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Pas ballonne (па баллонэ) - раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
|
|
Pas de bourree (па де буррэ) - чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise (бризе) - разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque (па де баск) - шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Cabriole (кабриоль) - прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds (шажман де пье) - прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement (шажман) - смена.
Pas chasse (па шассэ) - гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat (па де ша) - кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Coupe (купэ) - отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru (па курю) - пробежка по шестой позиции.
Croisee (краузэ) - скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee (дегаже) - освобождать, отводить.
Developpee (девлоппэ) - вынимание.
Ecartee (экартэ) - отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee (эфасэ) - развернутое положение корпуса и ног.
Echappe (эшаппэ) - вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite (па амбуатэ) - вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors (ан деор) - наружу, из круга.
|
|
En dedans (ан дедан) - внутрь, в круг.
En face (ан фас) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant (ан турнан) - вращать, поворачивать корпус во время движения.
Fouette (фуэтэ) - стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme (фермэ) - акрывать.
Pas faille (па файи) - подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Glissade (глиссад) - скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme (жэтэ фермэ) - закрытый прыжок.
Jete passé (жэтэ пассэ) - проходящий прыжок.
Pirouette (пируэт) - юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Pointe (пуантэ) - носок, пальцы.
Port de bras (пор де бра) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (прэпарасион) - приготовление, подготовка.
Releve (релевэ) - приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
De jambe (дэ жамб) - нога.
Terre (тер) - земля.
Rond de jambe en l’air (рон де жамб ан лер) - руг ногой в воздухе.
Soute (сотэ) - прыжок на месте по позициям.
Simple (семпль) - простой, простое движение.
Sissonne (сисонп) - прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee (сисон ферме) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон семпль) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе) - прыжок с падением.
Saut de basque (со де баск) - прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu (сутеню) - выдерживать, поддерживать, втягивать.
Temps lie (тан лие) - связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee (тан левэ сотэ) - прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon (тир бушон) - закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee (тур шенэ) - сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air (тур ан лэр) - воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour (тур) - поворот.
Выворотность - раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация - соответствие и согласование всего тела.
Упражнения у станка.
1. Demi plie – (деми плие) — маленькое приседание.
Grand plie– (гранд плие) — большое, глубоко приседание
2. Battement tendus – (батман тондю) — скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение.
Battement tendus jeté – (батман жете) — скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45.
Picce-(пикке) — «колющий»: быстрое касание носком пола.
3. Rond de jambe par terre — (ронд де жамб пар тер) — круговые движения ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans.
En dedans (ан дедан) — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
En dehors (ан деор) — направление движения или поворота от себя или наружу.
4. Вattement fondu —(батман фондю) — «тающий» батман. Одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
Положение sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) — положение ноги на щиколотке.
5. Вattement frappe — (батман фрапэ) — короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе (25’, 45’) в положение на носок или книзу.
6. Petit battement sur le cou—de—pied — (пти батман сюр ле ку де пье)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
7. Adagio (адажио) — медленно, плавно. Подъем ноги на 90’ и выше. Включает в себя гранд плие, девлюпе, релевелян. Слитная связка.
8. Relevelent — релевелян) — «поднимать» медленно, плавно. Поднятие ноги вперед, в сторону или назад.
|
|
9. Développe— (девлёпе) — «раскрывание», подъем ноги через положение passé
10. Grand battement jete— (гранд батман жете) — «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
Народный танец
Экзерсис - это движения у станка и на середине зала.
Положения стоп в народно-сценическом танце:
- Натянутая (или вытянутая) стопа - это напряженная стопа с предельно вытянутыми подъемом и пальцами.
- Сокращенная стопа - это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.
- Свободная стопа - это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев
- Опорная нога - нога, на которой находится тяжесть корпуса.
- Рабочая (или работающая) нога - нога, которая выполняет движение.
Формы и виды танцев
Адажио - (Адажио) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
Айра - башкирский танец.
Аллеманда - старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения.
Антре - вступительная часть развернутого па-де-де (па-де-труа), выход одного или нескольких исполнителей.
Балет – один из видов сценического искусства.
Барыня - русский танец.
Баядерка - индийская танцовщица, участвующая в религиозных церемониях или праздничных увеселениях.
Болеро - испанский парный танец.
Бостон - медленный вальс.
Бранль - французский танец.
Бульба - белорусская народная плясовая песня.
Бурре - французский танец.
Вальс - бальный танец в трехдольном размере.
Вариции - небольшой, но технически сложный сольный классический танец.
Венгерка - бальный танец. Основан на народном венгерском танце чардаш.
Гавот - старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера.
Гопак - украинский народный танец.
Гуцулка - украинский танец.
Давлури - грузинский народный танец.
Жига- старинный парный (у матросов - сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии.
Жок - массовый молдавский народный танец, а также народное гулянье.
Кадриль - народный и бальный парный танец.
Казачок - народный танец (украинский, кубанский, терский и др.).
|
|
Калтак - таджикский танец.
Камаринская - русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера.
Канкан - французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту.
Карманьола - французский танец.
Картули - грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка.
Кафа - старинный кабардинский народный танец.
Кауча - испанский (андалусский) народный танец.
Коломийка - украинская народная песня-танец, родственная частушке.
Контрданс - народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль.
Котильон - бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др.
Корачи - армянский танец. Кочари произошло от словосочетания "гоч ари", что переводится как "храбрый мужчина". Танец изначально являлся боевым танцем, который армяне танцевали перед битвами.
Краковяк - польский народный, затем бальный танец.
Крыжачок - народная песня и танец в Белоруссии и Польше.
Куявяк - польский народный танец.
Лансье (кадриль-лансье) - английский бальный танец. С сер. 19 в. распространился в Европе.
Лансье (Ланце) - русский народный танец типа кадрили.
Лезгинка - народный танец горских народов Кавказа. Имеет много разновидностей.
Лявониха - белорусский танец.
Мазурка - польский народный танец. В 19 в. стал бальным.
Мамбо - латиноамериканский танец.
Матлот - матросский танец.
Менуэт - старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный.
Метелици - русский и украинский танец.
Молдовеняска - молдавский народный танец.
Мюзет - старинный французский танец.
Ожялис - литовский танец.
Оляндра - молдавский танец.
Осуохай - якутский танец.
Паванна - торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в.
Полкка - финский танец.
Полонез - бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным танцем во Франции и в других странах.
Полька - народный и бальный танец чешского происхождения.
Ригодон - старинный французский танец.
Романеска - итальянский народный танец.
Румба - афро-кубинский народный, а также бальный танец.
Руцавиетис - латышский танец.
Рученица - болгарский танец.
Сальтарелло - старинный итальянский танец.
Самба - народный бразильский танец, послуживший основой для создания парного бального танца свободной композиции.
Сарабанда - старинный испанский народный танец. С 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец.
Сегтдилья - (Сегедилья) испанский народный танец.
Симд - осетинский танец.
Сиртаки - греческий танец.
Слоуфокс - танец, медленный фокстрот.
Степ – чечетка.
Страшак - чешский танец.
Сырба (Хора) - румынский, молдавский народный танец-хоровод.
Тамбурин - провансальский танец в сопровождении тамбурина.
Танго - современный бальный танец.
Тарантелла - итальянский народный танец в быстром темпе.
Твист - танец. Введен ок. 1960 в США музыкантом Х. Бэллардом.
Трепак - старинный русский танец в быстром темпе.
Тустеп - американский бальный танец.
Фарандола - французский (провансальский) народный хороводный танец.
Фокстрот - американский бальный танец.
Хабанера - кубинский народный танец и песня.
Хоровод - древнейший вид народного танцевального искусства. Сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.
Чардаш - венгерский народный танец.
Чарлистон - американский бальный танец.
Чечетка (Степ) - эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой).
Эстампида - старинный французский танец.
Юрочка - белорусский танец.
Яблочко - матросский танец.
Янка - белорусский танец.
Pas d’achions (па д’аксион) - действенный танец.
Pas de deux (па дэ дэ) - танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios (па дэ труа) - танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па дэ катр) - танец четырех исполнителей, классический квартет.
Виды форм народного танца
Виды хоровода
Орнаментальные
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.
Игровые
Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам.
Эти определённые построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.
Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.
Виды пляски
Одиночная
Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.
Парная
Её исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюблённых. Чаще всего это свадебные пляски.
Перепляс
Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или две мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. Массовый пляс
В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняются в парах – один против другого. На сцене массовый пляс встречается редко.
Групповая пляска
В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. На вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста.
Виды кадрили.
Квадратная
Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест – накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.
Линейная
Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д. каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.
Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.
Круговая
Участвует чётное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечётное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведётся по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя.