Отличительные черты эстрадного танца

Эстрадный танец, его специфика. Классификация жанров эстрадного танца.

Современный эстрадный танец – это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хопа, фанка.

В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом.

Один из принципов, свойственных современному эстрадному танцу, является импровизация. Также как и в джаз-танце, исполнитель должен творчески подходить к танцу, просто механическое повторение определенных па, в данном случае неуместно. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца.

В последнее время современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались эстрадными.

Современная эстрада — вид сценического искусства, который включает в себя разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т. д. Современное танцевальное представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или нескольких артистов. Своими корнями эстрада восходит к выступлениям средневековых бродячих артистов и представлениям в балаганах. Другим ее источником считают дивертисменты — дополнительные сцены (развлечения), которые в ХVII–XVIII ст. вводились между действиями музыкального или драматического спектакля. В них исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы.

Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.

Основные характеристики эстрадных номеров — легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно — выразительных средств. Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике: классический, пластический, ритмический (чечетка, степ), акробатический или бытовой танец. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.

Разновидности эстрадных танцев:

- акробатический танец с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия — героики, лирики, гротеска;

- классический танец, почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатическим;

- сюжетно-характерный танец (его иногда называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);

- народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца;

- военная пляска — массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку

- массовые танцы герлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющихся под джазовую музыку;

- ритмические танцы, или «танцы в временных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового и бального танцев.

Танцы модерн и брейк-данс: специфика исполнения.

Развитие танца модерн в Беларуси связано и во многом детерминируется Витебским фестивалем современной хореографии IFMC, являющимся одним из крупнейших конкурсов на постсоветском пространстве, проходящим с 1997г. и продолжающим играть доминирующую роль в развитии данного направления современного танца в Беларуси.

Как известно, модерн - это направление зарубежной хореографии, которое зародилось в конце 19 - начале 20 века в США и Германии. В переводе модерн-танец - современный танец. На сегодняшний день наиболее распространенный в Америке термин "модерн", чаще заменяется термином contemporary ("современный"). Иногда термин «модерн» применяется при обозначении нескольких крупных американских школ танца, определивших развитие данного направления.

В белорусском танце модерн, интерес к которому в последнее время несколько угас как у зрителя, так и у балетмейстеров, наблюдается поиск новых путей и форм развития. Несмотря на данную тенденцию, в танце модерн осуществляются активные попытки его профессионализации, популяризации за счет упрощения содержания и формы с целью доступности модерна массовому зрителю. Подтверждением вышесказанному является появление театра танца D.O.Z.S.K.I. (рук. Д. Залесский, О. Скворцова), бюджетное финансирование группы современной хореографии «ТАД» (рук. Д.Куракулов), обучение танцу модерн в Детской хореографической школе №1 г. Гомеля (педагог И. Асламова).

Вышеуказанная ситуация в развитии белорусского модерн-танца способствовала появлению интереса хореографов к джаз-танцу - новому направлению в современном хореографическом искусстве страны. Общеизвестно, что этимология слова "джаз", "джазовый танец" включает в себя два корня: в качестве существительного «джаз» переводится как "сила, порывистость, экстаз", в качестве глагола - "возбуждать, активизировать, восхищать". Расцвет джаз-танца в США, где возникло данное направление, приходится на 60-е гг. вместе с расцветом джазовой музыки.

С момента возникновения данного направления в джаз-танце образовалось множество различных стилей, школ и техник. Известные джазовые танцовщики, такие как Матт Матокс, Гас Джордан, Луиджи организовали свои школы джаз-танца, став родоначальниками данного направления. В результате появлялись термины "техника Матт Матокса", "Луиджи-джаз", "Саймонс-джаз". Следует отметить, что современный джаз-танец значительно видоизменился, вобрав в себя элементы хип-хоп танца, фанка, модерна, брейк-данса.

Прошедший длинный путь эволюции в США, джаз-танец в Беларуси находится на начальном этапе своего развития (освоение лексического модуля). Распространение и развитие джаз-танца в Беларуси осуществляется под влиянием мастер-классов приглашенных специалистов из различных стран, обусловливается, во многом, популяризацией мюзикла, активно использующего различные стили современной хореографии, включая джаз и стэп, как доминирующие направления в хореографической лексике.

Среди коллективов, работающих в данном направлении в Беларуси, следует назвать театр танца «Менада» (рук. А. Максименкова). Становлению и развитию джаза в Беларуси способствует также изучение данного направления современного танца студентами кафедры хореографии БГУКИ. Но, следует сказать, что профессиональная подготовка хореографов – специалистов по современной хореографии, - на сегодняшний день остается нерешенной проблемой в хореографическом образовании страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: