География и этнография

Существуя в замкнутом пространстве Нильской долины, египтяне были слабо осведомлены об окружающем мире, хотя и умели составлять прекрасные топографические планы знакомой им местности. О странах за пределами Оронта и 4-го нильского порога они имели самые фантастические представления. Вселенная представлялась им плоской землей с небом, опирающимся на нее на четырех подпорках (мировых горах); под землей располагалась преисподняя, вокруг нее простирался мировой океан, а в центре ее находился Египет. Вся суша делилась на две великие речные системы: Средиземную с Нилом и Эритрейскую с Евфратом, а водная стихия – на три моря: Зеленое (совр. Красное), Черное (соленые озера Суэцкого перешейка) и Окружное (Средиземное). Нил вытекал их двух огромных дыр у Элефантины. Египтяне считали, что человечество состоит из четырех рас: красной (египтяне, или «люди»), желтой (азиаты), белой (ливийцы) и черной (негры); позже они включили в эту систему хеттов и микенских греков.

ИСКУССТВО.

Искусство в Древнем Египте было тесно связано с религиозным культом и поэтому имело особое сакральное значение. Труд художника считался священнодействием. Все виды искусства подчинялись строгим канонам, которые не допускали свободы творчества. Любая художественная форма стремилась выразить гармоническое единство космического и земного, мира божественного и мира человеческого.

АРХИТЕКТУРА.

Зодчество являлось ведущей сферой египетского искусства. Время не пощадило большинства памятников египетской архитектуры; до нас дошли главным образом культовые сооружения – гробницы и храмы.

Самая ранняя форма гробницы – мастаба (каменная скамья) – представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру; в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной – несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня, и залы для посещений; там же находились статуи умершего; стены были покрыты рельефами и росписями, имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение. При I–II династиях мастабы служили местом упокоения как фараонов, так и знати, при III–VI династиях – только знати.

Мастаба стала конструкционной основой для новой формы царского погребения, появившейся при III династии, – пирамиды. Пирамида выражала новую концепцию царя как бога, возвышающегося над всеми остальными людьми. Задача создания грандиозного царского погребения была решена через его увеличение по вертикали. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света; вход в нее находится в северной части; внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры (для равномерного распределения давления). Первым видом пирамиды стала ступенчатая пирамида – пирамида Джосера в Саккаре высотой в 60 м, возведенная зодчим Имхотепом. Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. При IV династии строители начали заполнять пустоты между ступенями, в результате чего сложился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первой пирамидой этого типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше 100 м). Ее преемницами высочайшие каменные сооружения в истории человечества – пирамиды Хуфу (146,5 м) и Хафры (143 м) в Гизе. Царская пирамида являлась центром обширного погребального архитектурного ансамбля, обнесенного стеной: в него входили заупокойный храм, маленькие пирамиды цариц, мастабы придворных и номархов. При V–VI размеры пирамид значительно уменьшились (не выше 70 м).

В начальный период Среднего царства (XI династия) возникла новая форма царского захоронения – скальная гробница, расположенная под крытым колонным залом, перед которым находился заупокойный храм (гробница Ментухотепов). Однако фараоны XII династий возобновили строительство пирамид. Они были средней величины (пирамида Сенусерта I достигала 61 м) и не отличались большой прочностью из-за нового способа кладки: ее основой являлись восемь каменных стен, расходившихся радиусом от центра к углам и середине каждой стороны пирамиды; от этих стен под углом 45 градусов отходили еще восемь стен; пространство между стенами засыпалось песком и щебнем.

В Новом царстве вновь возобладала традиция захоронения царей в потайных скальных гробницах в Долине царей под Фивами. Для большей сохранности их высекали, как правило, в отдаленных гористых районах. Со времени XVIII династии гробницу стали отделять от заупокойного храма (идея зодчего Инени).

Доминирующей формой храмовой архитектуры в эпоху Древнего царства был заупокойный храм, являвшийся неотъемлемой частью погребального комплекса. Он примыкал к пирамиде с востока и представлял собой прямоугольник с плоской крышей из массивных известныковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными столбами и с двумя узкими помещениями для заупокойных царских статуй; зал переходил в открытый двор, за которым располагались молельни (храм при пирамиде Хафра). При V–VI династиях значение храма в погребальном ансамбле возрастает; его размеры увеличиваются; архитектурное убранство усложняется; впервые используются пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов; стены покрываются цветными рельефами. Позже возникает еще один тип колонны – в виде связки бутонов лотоса. При V династии появляется новая форма храма – солнечный храм: главный его элемент – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого покрыта медью (окаменевший луч Ра); он стоит на возвышении; перед них расположен огромный жертвенник.

При XI династии заупокойный храм становится центральным элементом погребального ансамбля; он состоит из двух террас, обрамленных портиками и увенчан пирамидой, основание которой служит естественная скала (усыпальница Ментухотепов). При XII династии, несмотря на возобновление строительства монументальных пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою важность в рамках (погребальный комплекс Аменемхета III). Храм окончательно превращается в центр общегосударственного культа фараона. Его отличают внушительные размеры, большое количество помещений, обилие скульптур и рельефов. В храмовом строительстве начинает широко использоваться колоннада с новой формой колонны (украшенной капителями с рельефными головами богини Хатор) и пилон (ворота в виде двух башен с узким проходом). Возникает обычай устанавливать перед храмом колоссальные статуи или обелиски с облицованными медью верхушками.

При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад; его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Вход в храм сделан в форме пилона, перед которым стоят два обелиска и колоссальные статуи фараона. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль). Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству. Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. В отличие от разнообразного внутреннего убранства, в своем внешнем выражении он демонстрировал простоту линий, соответствовавшую однообразному ландшафту; ее нарушала лишь стенная живопись и светлая окраска.

Со временем заупокойные царские храмы превращаются в самостоятельные монументальные сооружения с массивными пилонами и аллеями сфинксов (храм Аменхотепа III с двумя огромными статуями фараона – так называемые колоссы Мемнона). Особняком стоит заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (зодчий Сенмут), продолжающий архитектурные традиции эпохи XI династии. Он состоит из трех террас с высеченными в скалах залами, фасады которых обрамлены колоннадами; террасы связаны между собой пандусами.

Значительные изменения в храмовом строительстве происходят в правление Эхнатона. Зодчие отказываются от монументальности и колонных залов; колоннады используются лишь для устройства павильонов перед пилонами. Однако XIX династия возвращается к доэхнатоновским архитектурным традициям; стремление к грандиозности достигает своего апогея – гигантские пилоны, колонны и статуи царей, избыточный декор внутренних помещений (храм Амона в Карнаке, храмы Рамсеса II в Танисе). Распространяется тип скального храма; самый известный – заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Рамессеум), вырубленный в скале на 55 м в глубину: фасад храма сконструирован в виде передней стены огромного пилона высотой ок. 30 м и шириной ок. 40 м; перед ним установлены четыре сидящих исполинские статуи фараона свыше 20 м в высоту; организация внутреннего пространства воспроизводит порядок расположения помещений классического наземного храма.

Последними памятниками монументального храмового строительства в эпоху Нового царства являются храм бога Хонсу в Карнаке, возведенный при Рамсесе III, и грандиозный заупокойный храм этого фараона в Мединет-Абу, объединенный с царским дворцом в единый комплекс. В последующий период от такого строительства отказываются. Его финальный всплеск происходит только в Саисскую эпоху (храм богини Нейт в Саисе с пальмовидными колоннадами и колоссальными статуями фараонов).

Светское зодчество Древнего Египта известно очень мало. О дворцовой архитектуре можно судить только по царской резиденции Эхнатона в Ахетатоне; дворцы предшествующих периодов не сохранились. Дворец Эхнатона был ориентирован с севера на юг и состоял из двух частей, соединявшихся крытым переходом, – официальной (для приемов и церемоний) и частной (жилые помещения). Главный вход находился на северной стороне и вел в большой двор, по периметру которого стояли статуи и который упирался в фасад дворца; в центре фасада располагался павильон с колоннами, а по бокам – пандусы. К переднему колонному залу дворца примыкали помещения для отдыха, внутренние дворы и сады с водоемами.

Дом знатного египтянина, как правило, располагался посреди участка, обнесенного стенами с двумя входами – главным и служебным. В эпоху Среднего царства он отличался значительными размерами (60 ґ 40 м) и мог насчитывать до семидесяти помещений, группировавшихся вокруг центрального зала с четырьмя колоннами (городище в Кахуне). В период Нового царства, если судить по раскопкам в Ахетатоне, дом знатного человека был более скромных размеров (22 ґ 22 м). Он делился на правую парадную (зал и приемные покои) и левую жилую части (спальня с умывальней, помещения для женщин, кладовые). Все комнаты имели окна под самым потолком, поэтому главный зал строился выше остальных помещений. Стены и полы покрывались росписью. Вокруг дома находились дворы, колодец, хозяйственные постройки, сад с прудом и беседками. Дом простолюдина эпохи Среднего и Нового царства представлял собой небольшое сооружение, включавшее общую комнату, спальню и кухню; к нему примыкал небольшой дворик. Строительным материалом служили тростник, дерево, глина или сырцовый кирпич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: