Дискреционная фискальная политика: введение налогообложения

ТЕМА 16: ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

(4 часа)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Дискреционная фискальная политика: государственные закупки. (2)

2. Дискреционная фискальная политика: введение налогообложения. (5)

3. Дискреционная фискальная политика: мультипликатор сбалансированного бюджета. (7)

4. Автоматическая (не дискреционная) фискальная политика. (9)

5. Проблемы фискальной политики. (13)

Задания (18).

Литература (26)



Дискреционная фискальная политика: государственные закупки.

Известно, что правительство является регулятором экономической активности в обществе. Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны быть скорректированы так, чтобы повлиять на равновесный ВВП для увеличения общественного благосостояния.

Государственные расходы и решения в области налогов в совокупности составляют фискальную политику государства.

Различают дискреционную и не дискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Очевидно, что основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение. Рассмотрим поочередно их воздействие на равновесный ВВП.

Правительство осуществляет расходы на оборону, образование, строительство дорог, больниц, школ, общественные нужды и т.д. Оно закупает ресурсы и товары как потребительского, так и инвестиционного назначения.

Проанализируем воздействие государственных расходов на равновесный ЧНП двумя методами: «методом сопоставления совокупных расходов и совокупного выпуска» и «методом сопоставления сбережений и инвестиций».

Воспользуемся первым методом. Если функция совокупного спроса(совокупных расходов) (АД=С+I+Хп) дает равновесный ВВП1, то функция совокупного спроса (АД=С+I+Хп+G) (совокупных расходов)  дает его более высокий уровень – ВВП2.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации.

Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ВВП в результате роста государственных расходов: Мg=DВВП/DG

Следовательно, государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ВВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ВВП.

Совокупные расходы              

                                               АД=С+I+Хп+G

                               Е2

                                          АД=С+I+Хп

           Е1

 


0           ВВП1   ВВП2       ВВП

Рисунок 1: Государственные расходы и равновесный ВВП.

Воспользуемся вторым методом. В результате утечки сбережений и импорта из потока «доходы-расходы» происходит падение потребления произведенного ВВП. Этот разрыв, однако, может быть покрыт инъекциями инвестиций и экспорта в поток «доходы-расходы». Следовательно, включая величину государственных расходов в наш анализ, уровень равновесного ЧНП теперь определяется в точке, где величина сбережений домохозяйств плюс импорт компенсируется величиной, которую предприниматели намерены инвестировать плюс экспорт и плюс государственные расходы (S+M=I+X+G). Равновесный ВВП определяется теперь в точке пересечения указанных графиков.

Сокращение (увеличение) государственных расходов вызывает сокращение (увеличение) инъекций в поток «доходы-расходы» и кратное сокращение (увеличение) равновесного ВВП.

 

 

I, G, S, X, M                                 (S+М)

     
 


                                     Е2       (I+G+X)

 

             Е1                             (I+X)

 


0       ВВП1            ВВП2     ВВП

Рисунок 2: Государственные расходы и равновесный ВВП.




Дискреционная фискальная политика: введение налогообложения.

Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Для упрощения этого анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый аккордный (паушальный) налог.

Аккордный (паушальный) налог - налог постоянной величины, т.е. налог, дающий одну и туже сумму налоговых поступлений при любой величине ЧНП.

Воздействие системы налогообложения на равновесный ВВП рассмотрим только методом «сопоставления совокупных расходов и совокупного выпуска». Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Это сокращение, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ВВП. Размер этого сокращения определяется величиной МРС и МРS.

При постоянных инвестиционных, государственных расходах и чистом экспорте происходит сокращение совокупного спроса и, следовательно, сокращение равновесного ВВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Совокупные расходы    

                               (С+I+Xn+G)

                  Е1

                                    (Ct+I+Xn+G)

    Е2

 0                                    ВВП

Рисунок 3: Налоги и равновесный ВВП.

Влияние налогов на объем ВВП имеет определенную специфику, по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Поскольку величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережение, то снижение располагаемого дохода налогоплательщиков уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения. Как уже говорилось, это уменьшение зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (МРS). Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму налогового приращения на предельную склонность к потреблению: DС=DТ*МРС.

Аналогично, умножение суммы увеличения налога на предельную склонность к сбережению покажет величину уменьшения сбережений налогоплательщиков: DS=DТ*МРS.

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако, мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов на одну единицу, т.к., например при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВВП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС: Мт=Мg*МРС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: