Основные понятия и формулы

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Основными формами проявления совокупного спроса служат: потребительский спрос (C), инвестиционный спрос (I), спрос на товары и услуги со стороны государства (G) и расходы на чистый объем экспорта (Xn).

Уравнение совокупного спроса имеет вид:

AD = C + I +G + Xn

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Совокупное предложение часто используется как синоним ВНП (ВВП), т.е.

AS = ВНП = ВВП.

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Производительность = реальный объем выпуска / затраты

Основным условием достижения макроэкономического равновесия является равенство между совокупным спросом и совокупным предложением.

Мультипликатор это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

Задачи

Задача 4.1

Необходимо найти правильный ответ. В модели «совокупный спрос – совокупное предложение» рост уровня цен приведет:

а) к росту предельной склонности к потреблению;

б) к росту воздействия мультипликатора на доход;

в) к снижению воздействия мультипликатора на доход;

г) не окажет влияния на уровень воздействия мультипликатора на доход;

д) все перечисленные ответы не верны.

Решение:

В модели «совокупный спрос – совокупное предложение» рост уровня цен приведет:

в) к снижению воздействия мультипликатора на доход.

 

Рис. 1. Инфляция и мультипликатор

 

Модель «совокупный спрос – совокупное предложение» позволяет проследить, как инфляция воздействует на уменьшение величины мультипликатора. Из рисунка видно, что при увеличении совокупного спроса с AD1 до AD2 уровень цен является постоянным, и мультипликатор действует на полную мощь. Хотя возрастание совокупного спроса из AD2 в АО3 происходит на такую же величину, оно частично сводится на нет инфляцией (с Р1 до Р2), и соответственно фактический объем производства увеличивается лишь с ЧНП2 до ЧНП'.

Отсюда следует вывод. Для каждого данного исходного прироста совокупного спроса связанное с этим увеличение реального ЧНП будет тем меньше, чем больше рост уровня цен. Следовательно, рост уровня цен ослабляет действие мультипликатора.

Задача 4.2

Определите, какое влияние окажет на совокупный спрос изменение следующих его факторов:

1) Рост уровня процентной ставки.

2) Рост задолженности потребителя.

3) Увеличение налогов с предприятий.

4) Рост избыточных мощностей на предприятии.

5) Применение новейших технологий.

6) Снижение курса рубля по отношению к доллару.

7) Снижение ставки подоходного налога.

8) Рост благосостояния потребителя.

Ответ обоснуйте.

Какие из этих факторов, относятся к ценовым, и какие – к неценовым факторам AD?

Какие из неценовых факторов AD относятся к группе, связанной с изменениями:

а) в потребительских расходах (С);

б) в инвестиционных расходах (I);

в) в государственных расходах (G);

г) в расходах на чистый экспорт (Xn).

Покажите на графике влияние изменения всех перечисленных факторов на AD.

 

Решение:

1) Рост уровня процентной ставки.

При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций, в результате совокупный спрос уменьшается.

2) Рост задолженности потребителя.

С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается.

3) Увеличение налогов с предприятий.

Очевидно, что повышение налогов с предприятий снижает совокупный спрос.

 

4) Рост избыточных мощностей на предприятии.

Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

 

5) Применение новейших технологий.

Обычно приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

 

6) Снижение курса рубля по отношению к доллару.

Если курс на рубль снижается, то страна может меньше закупать иностранных товаров, а это ведет к сокращению AD.

7) Снижение ставки подоходного налога.

Снижение налога увеличивают совокупный спрос.

8) Рост благосостояния потребителя.

При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD.

 

 

Ценовые факторы

Неценовые факторы

1

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Неценовые факторы

Потребительские Инвестиционные Государственные Расходы на чистый экспорт
2, 6, 7 3, 4, 5 8  -

 

 

Задача 4.3

Экономическая система страны характеризуется такими показателями (млрд. евро):

Y = 200; T = 40; I = 35; G = 50; Xn = 10.

Рассчитайте объем совокупного спроса, который в денежной форме определяется совокупными расходами.

 

Решение:

Совокупный спрос определяется с помощью основного макроэкономического тождества:

;

AD = 20 + 0,7(200 – 40) + 35 + 50 + 10 = 227 млрд. евро.

Задача 4.4

Экономика страны N находится в состоянии долгосрочного равновесия, при котором реальный ВВП равен потенциальному составляет 5 000 млрд. евро, а уровень цен – 1,5.

К каким последствиям приведет резкое сокращение ВВП до 4 200 млрд. евро при неизменном совокупном спросе?

(При решении этой задачи воспользуйтесь моделью AD – AS.)

 

Задача 4.5

Допустим, что экономика страны функционирует на уровне потенциального объема производства (). Позднее вследствие экономического шока произошло снижение совокупного спроса.

Поясните на модели «совокупный спрос - совокупное предложение», к каким последствиям приведет снижение совокупного спроса при:

а) жёстких ценах;

б) при гибких ценах.

 

Задача 4.6

В 1-й год потенциальный ВНП составил 4000, кривая AD описывалась уравнением Y = 4200 – 2Р. Во 2-й год потенциальный ВНП возрос на 1%, а уравнение совокупного спроса приняло вид
Y = 4280 – 2Р.

На сколько процентов изменился равновесный уровень цен во 2 - й год?


Задача 4.7

Используя данные, приведенные в таблице

Реальный объем национального производства, на который есть спрос, (млрд. ден. ед.) Уровень цен Реальный объем национального производства, предложенного для продажи (млрд. ден. ед.)
200 300 500
300 250 500
400 200 400
500 150 300
500 150 200

а) построить график AD и AS. Определить равновесный уровень цен и равновесный объем производства.

б) какие факторы, по Вашему мнению, могут стимулировать потребителей к покупке дополнительного объема реального национального производства на сумму 100 млрд. ден. ед. при данном уровне цен. Определить равновесный уровень цен и равновесный объем производства в новых условиях. На каком отрезке кривой AS – кейнсианском, промежуточном или классическом – равновесие изменилось?

Задача 4.8

Определите, какое влияние окажет на совокупное предложение изменение следующих его факторов:

1) Увеличение цен на ресурсы.

2) Применение более прогрессивных технологий.

3) Снижение уровня цен в стране.

4) Снижение цен на энергоносители.

5) Увеличение налогов с предприятий.

6) Увеличение субсидий предприятиям.

7) Увеличение производительности.

8) Ожидания производителей относительно роста цен на данный товар.

Ответ обоснуйте.

Какие из этих факторов относятся к ценовым и какие – к неценовым факторам AS? Покажите на графике влияние изменения всех перечисленных факторов на AS.

Задача 4.9

Определите, какое влияние окажет на совокупный спрос изменение следующих его факторов:

1) Рост общего уровня цен в стране.

2) Увеличение ставки подоходного налога.

3) Рост уровня процентной ставки.

4) Снижение задолженности потребителя.

5) Повышение курса рубля по отношению к доллару.

6) Рост избыточных мощностей на предприятии.

7) Увеличение государственных расходов.

8) Применение более прогрессивных технологий.

Ответы обоснуйте.

Какие из этих факторов относятся к ценовым и какие – к неценовым факторам? Какие из неценовых факторов AD относятся к группе, связанной с изменениями:

а) в потребительских расходах (С);

б) в инвестиционных расходах (I);

в) в государственных расходах (G);

г) в расходах на чистый экспорт (Xn).

Покажите на графике влияние изменения всех перечисленных факторов на AD.

 

Задача 4.10

Предположим, что первоначально экономика функционирует на уровне своего потенциала (). Впоследствии, в результате шока, происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. В условиях жесткости цен это вызовет:

а) увеличение уровня безработицы;

б) сокращение запаса капитала;

в) снижение потенциального ВВП;

г) повышение заработной платы и цен.

Докажите, какой ответ будет верным.


 

ТЕМА 5. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: