МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
для обучающихся очной и заочной форм обучения по программам среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена)
Симферополь, 2020
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для обучающихся очной и заочной форм обучения по программам среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена) / сост. Н.Л. Романова, Е.Е. Николова. – Симферополь, 2020.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании Педагогического совета ГАПОУ РК «КМК» (протокол №__ от _________).
Подготовлено на основании Программы государственной итоговой аттестации и Положения об организации и проведении ГИА ГАПОУ РК «КМК», разработанных в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
CОДЕРЖАНИЕ
| 1. Общие сведения | 4 |
| 2. Общие требования к структуре выпускной квалификационной работы | 4 |
| 3. Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы | 7 |
| 4. Требования к выполнению основной части выпускной квалификационной работы | 9 |
| 5. Требования к оформлению презентационной части выпускной квалификационной работы | 10 |
| Приложения | 11 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа является самостоятельным исследованием обучающегося, в основу которого положены знания, умения и навыки, приобретенные им в период обучения, а также уровень освоения компетенций по соответствующему направлению подготовки.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключается в систематизации, закреплении, углублении теоретических знаний обучающегося, а также развитии навыков самостоятельного исследования и решения комплекса практических и исследовательских задач по избранному направлению с применением современных методов и информационных технологий.
Задачами по выполнению обучающимися выпускной квалификационной работы являются:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по общепрофессиональному циклу, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, умение применять их при решении практических, профессиональных задач;
- развитие умения изучать, анализировать, обобщать сведения из литературных источников и материалов предприятий;
- развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в выпускной квалификационной работе вопросов;
- приобретение выпускниками опыта публичного выступления по результатам профессиональной деятельности и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;
- развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности;
- подготовка выпускника к работе по специальности.
Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать теме, утвержденной приказом директора ГАПОУ РК «КМК» (далее - Колледж). Приказом директора Колледжа на основании решения выпускающей цикловой комиссии каждому обучающемуся, выполняющему выпускную квалификационную работу, назначается руководитель.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1 Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются колледжем на основании Программы государственной итоговой аттестации и Положения об организации и проведении ГИА, разработанных в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
2.2 Изложение текста и оформление выпускной квалификационной работы следует выполнять в соответствии с требованиями:
- ГОСТ 7.32-2017 Межгосударственный стандарт. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».
- ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требование и правила составления» (введен в действие Постановление Госстандарта РФ от 25.11.2003 № 332 - ст).
2.3 В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре выпускной квалификационной работы следующих основных разделов:
- титульный лист.
- содержание (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц).
- введение (вводная часть исследования).
- разделы исследования (основная содержательная часть исследования). Их должно быть не менее двух.
- заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора).
- список использованных источников и литературы (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте).
- приложения.
2.4 Содержание всех основных разделов выпускной квалификационной работы:
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки разделов и подразделов в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение – вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой необходимо:
- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;
- определить границы исследования (объект, предмет и тд);
- назвать основную цель работы и подчиненные ей задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;
- определить источниковую базу исследования;
- указать методологическую базу (избранные методы) исследования;
- дать краткое описание структуры и содержания выпускной квалификационной работы.
Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы. Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.
Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание обучающегося, именно предмет определяет тему выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Цель – представление конечного результата исследования, то, что предполагается достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, которые должны быть сформулированы во введении. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.
Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой выпускной квалификационной работой. Формулировку задач необходимо осуществлять как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы.
Во введении определяется методологическая база исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.). В конце введения раскрывается структура и содержание выпускной квалификационной работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания (при необходимости).
За введением следует основная часть выпускной квалификационной работы. Она делится на разделы и подразделы. Внутри разделов не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из подразделов. Содержание разделов должно точно соответствовать теме выпускной квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Не менее важно иметь в виду, что все разделы и подразделы являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение обучающегося сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Завершает выпускную квалификационную работу заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы обучающегося в решении поставленных во введении задач.
Заключение должно отражать:
- оценку общего состояния объекта исследования;
- итоги анализа изучаемой проблемы;
- перечень и краткую характеристику выводов и рекомендаций, предлагаемых автором по исследованной проблеме.
Последовательное, логически изложение полученных итогов должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.
Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие результаты получены, какие встают практические задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы и показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.
После заключения следует список использованных источников и литературы, который составляет одну из существенных частей исследования и показывает самостоятельную творческую работу автора.
Каждая включенная в список публикация должна иметь отражение в тексте работы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте выпускной квалификационной работы, и которые не использовались в ней. Рекомендуемое количество использованных источников и литературы в списке – не менее 12 шт.
При оформлении списка должна быть использована сквозная нумерация использованных источников и литературы.
В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера (фотоматериалы, таблицы, формы документации, вспомогательные графические иллюстрации и тп.).
Обязательным требованием к работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых обучающимся теоретических положений с данными практики.
Общий объем выпускной квалификационной работы от 40 до 60 страниц.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1 Выпускная квалификационная работа должна соответствовать следующим требованиям к оформлению страницы академического печатного листа:
- текст рукописи выпускной квалификационной работы должен быть распечатан на принтере на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4;
- при печати используется шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14;
- начертание шрифта должно быть обычное;
- размер левого поля текста страницы – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм;
- каждая страница должна содержать 27–30 строк по 60–65 знаков в строке;
- междустрочный интервал – полуторный;
- абзац должен начинаться с красной строки (отступ – 12,5 мм).
Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Нумерация должна быть сквозной – от титульного до последнего листа работы. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям.
Заголовки структурных частей выпускной квалификационной работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ») печатаются прописными буквами, размер шрифта 18, Times New Roman, полужирным начертанием посередине листа с новой страницы.
Заголовки подразделов печатаются строчными буквами, кроме первой, которая печатается прописной, полужирным начертанием с абзацного отступа, размер шрифта 16, Times New Roman. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивания и переносы слов в заголовках не допускаются. Не рекомендуется размещать заголовки подразделов в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста.
Между заголовком раздела и подраздела оставляют одну пустую строку.
Расстояние между заголовком подраздела и последующим текстом - одна строка.
Расстояние между текстом работы и заголовком следующего подраздела – две строки.
Подразделы нумеруют в рамках каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, между которыми ставится точка.
Например:
2.3 – третий подраздел второго раздела
Затем в той же строке располагают заголовок подраздела. Например:
1.2 Теоретические основы функционирования служб документационного обеспечения управления
Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы частей текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся. Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы, на которой размещается следующая информация: наименование ведомства, учебного заведения, код и название специальности; название работы; фамилия и инициалы обучающегося, номер группы; фамилия и инициалы руководителя; название города и год написания работы. Этот лист заполняется по строго определенным правилам.
В содержании указываются заголовки всех основных составных частей выпускной квалификационной работы. Заголовки содержания должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Заголовки разделов и подразделов выпускной квалификационной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.
При оформлении текстовой части выпускной квалификационной работы предложения следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. В тексте можно использовать специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению, и др.).
Таблицы или иллюстрации размещают на листе таким образом, чтобы их можно было читать, рассматривать без поворота переплетенного блока работы или с поворотом по часовой стрелке. Шрифт текста в таблице - Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал - 1.
Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении).
Каждая таблица должна иметь наименование и нумерацию, которые следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, без точки в конце. Например: Таблица 1.2 – Характеристика материалов (вторая таблица первого раздела).
Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», её номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.
Заголовки граф таблиц должны начинаться с больших букв, выравниваются по центру, подзаголовки – с маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц соответствующего раздела.
Каждая иллюстрация должна иметь название. Иллюстрации обозначают словом Рис. и нумеруют последовательно в рамках раздела, за исключением иллюстраций, помещенных в приложениях. Номер иллюстрации в разделе состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в рамках этого раздела, между которыми ставится точка. Например: Рис. 1.3. – третий рисунок первого раздела. После номера рисунка ставят точку, и название рисунка печатают с прописной буквы без точки в конце названия рисунка. Например: Рис. 3.1. «Структура органов государственного управления региона». В конце названия рисунка точку не ставят. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные надписи размещают непосредственно под иллюстрацией.
Формулы нумеруют в рамках раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, между которыми ставится точка.
Номер пишут с правого края текста страницы в одной строке с соответствующей формулой, в круглых скобках. Например: (3.1) – первая формула в третьем разделе. Значение каждого символа и числового коэффициента необходимо подавать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Пример:
Нвр = НхК, (1.2)
где Нвр – затраты времени на выполнение конкретного нормативного вида работы, час;
Н – норматив оперативного времени, установленный для выполнения данной работы;
К – коэффициент, учитывающий затраты на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых, физкультурные паузы и личные потребности, % оперативного времени.
Уравнение и формулы следует выделять в тексте свободными строками. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не менее одной свободной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства (=) или после математических знаков (+, -, х,:).
На все цитаты и материалы, взятые из других источников, обязательно должны быть библиографические ссылки с указанием автора, названия цитируемого источника, года издания и страницы.
Рекомендуется расположение сносок внутри текста в квадратных скобках. Например: [3, с. 34], где 3 – порядковый номер источника в библиографическом списке, 34 – страница, откуда взята цитата или материал. Разделительным знаком между номерами страниц является тире.
Список использованных источников и литературы является составной частью выпускной квалификационной работы и размещается после «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Он отражает проделанную выпускником работу по отбору, использованию и анализу используемых источников, из которых заимствованы теоретические и методические сведения и оформляется по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Рекомендуется использовать сквозную нумерацию использованных источников и литературы в списке.
Работа с использованными источниками и литературой состоит из двух этапов:
- подбора необходимых источников;
- составления (написания) ее списка.
Используется литература не старше 5 лет от нынешнего года написания выпускной квалификационной работы.
Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке.
В приложения включаются материалы, которые не могут быть представлены в основной части, такие как:
- таблицы вспомогательных и цифровых данных;
- иллюстрации вспомогательного характера и др.
Приложения обозначают прописными буквами кириллического алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность (например, ПРИЛОЖЕНИЕ А). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
На следующей строке посередине страницы прописными буквами должен быть напечатан тематический заголовок.
Если приложение не умещается на одной странице, то допускается перенос части материала на следующие страницы с указанием в их правом верхнем углу словосочетания «продолжение Приложения» и номер этого приложения.






