Классификация ассортимента товаров

  Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы:

- по местонахождению,

- на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров,

- на виды — по степени удовлетворения потребностей,

- на разновидности — по характеру потребностей.

   По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

   Промышленный ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

   Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

   В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

   Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

   В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.

   Простой ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (соль, сахар).

   Сложный ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (кондитерские изделия).

   Развернутый ассортимент товаров ( внутригрупповой ассортимент) — ассортимент товаров, представленный их разновидностями.

   Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками.

   Видовой ассортимент - набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров.

   Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, но разных торговых марок.

   Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

   Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами.

   По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

   Рациональный ассортимент - набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

   Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

   В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.

   Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

   Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

 




double arrow
Сейчас читают про: