Понятие - форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. Понятие считается правильным, если оно верно отражает реально существующие объекты.
Каждое понятие может быть рассмотрено по содержанию и объему. Содержание понятия раскрывается с помощью определения, объем - с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.
Содержание понятия - это множество всех существенных признаков данного понятия.
Объем понятия - множество объектов, к которым применимо данное понятие.
Математическое понятие - это результат выделения из предметов и явлений окружающего мира количественных и пространственных свойств и отношений и абстрагирования их от всех других свойств.
Выделяют два пути введения определения математических понятий: абстрактно-дедуктивный и конкретно-индуктивный.
Введение понятий абстрактно-дедуктивным методом. При введении понятий органически связанных с уже известными учащимся понятиями можно применить абстрактно-дедуктивный метод. Особенность этого метода состоит в том, что каждое определение вводится сразу, в готовом виде, без предварительного разъяснения на конкретных примерах и образцах.
|
|
Схема применения абстрактно – дедуктивного метода:
- формируется принятое в науке (учебнике) определение нового понятия;
- через рассмотрение частных примеров и контрпримеров осуществляется конкретизация определения;
- понятие и его определение усваиваются в процессе дальнейшего применения.
Введение понятий конкретно-индуктивным методом. Сущность конкретно-индуктивного метода заключается в том, что на основе рассмотрения частных примеров обучающиеся подготавливаются к самостоятельному формулированию определения.
Схема применения конкретно – индуктивного метода:
- анализируется эмпирический материал, при этом привлекаются такие мыслительные операции как сравнения, классификация, абстрагирование;
- через обобщение выделяются признаки, характеризующие новое понятие;
- на основе синтеза конструируется формулировка определения, вводится термин обозначающий понятие;
- рассматриваются примеры и контрпримеры;
- понятие и его определение усваивается в процессе его дальнейшего применения.
Конкретно-индуктивный метод находит большое применение в младших классах; в старших классах чаще применяют абстрактно-дедуктивный метод.
Признак понятия – это все того, с помощью чего объекты можно распознать, описать, в чем объекты могут быть сходны или различны.
Признаки делятся на существенные и несущественные.
|
|
Существенные признаки – каждый из которых необходим, все вместе они достаточны, чтобы отделить данное понятие от других.
Несущественные признаки – могут существовать у объекта определенного класса, но не отличают его от остальных.
Приведем пример существенных и несущественных признаков «медианы треугольника».
Определение «медианы» содержит такие существенные признаки, как: разделение треугольника на два треугольника с равной площадью; отрезки перекрещиваются в одной точке, которая делит каждую из них в соотношении 2:1, начиная от вершины.
Несущественные признаки определения «медианы»: длина отрезка; биссектриса, проведённая к основанию, является медианой.
Покажем на примере конкретно-индуктивного способа введения понятия «медиана»: Учитель: - постройте произвольный треугольник. Соедините отрезком его вершину с серединой противоположной стороны (восприятие); - такой отрезок называется медианой, от латинского medianus т.е средний (понятие); - медиана треугольника – это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (определение).
Технологическая карта урока на тему «Основное свойство дроби»
Предмет | Математика |
Класс | 6 |
Тип урока | Открытия и первичного усвоения новых знаний |
Тема | Основное свойство дроби |
Цель урока | Сформировать понятие основного свойства дроби; выработать умение выполнять задания по теме, применяя основное свойство дроби |
Планируемые результаты | Форма урока | Ресурсы |
Ввести понятия: основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дробей к новому знаменателю. Предметные: Помочь сформулировать основное свойство дроби, научить применять свойство для сокращения дробей и приведение их к новому знаменателю. Сформулировать основное свойство дроби, научиться применять свойство для сокращения дробей и приведение их к новому знаменателю. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; выделение и формирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, саморегуляция, прогнозирование своей деятельности; выделение и осознание того, что уже пройдено; целеполагание, выдвижение гипотез. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог; Умение работать в парах и группах, слушать своих товарищей, совместно делать выводы. Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; смыслообразование. Научиться делению числителя и знаменателя дроби на одно и то же число, умножению числителя и знаменателя дроби на одно и то же число | индивидуальная, фронтальная, групповая | Учебник: «Математика, 6», авторов: Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург и В.И. Жохов – М. Просвещение, 2011. Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация, технологическая карта. |