Контрольные вопросы и задания
В чем суть кризиса 7 лет? Его симптомы?
Кризис 7 лет у ребенка связан, в первую очередь, с новым этапом развития и жизни – поступлением в школу. Появляется чувство взрослости, познавательный интерес и новый вид взаимодействия со взрослым и сверстниками, направленный на приобретение знаний. Вместе с тем первоклассник начинает ощущать на себе новые нагрузки и возникновение ответственности, поэтому своим поведением как бы демонстрирует взрослым, что он – все еще ребенок. Гримасничает, кривляется, капризничает. Главная задача родителей – не взваливать малыша сразу много новых обязанностей, но и мягкими методами показать, что вернуться в детский сад уже нет никакой возможности.
Симптомы:
· Наигранность поведения. Ребенок время от времени демонстративно хохочет, вычурно говорит и странно ходит.
· Неусидчивость. В связи с новыми учебными нагрузками иногда значительно снижается концентрация внимания, возникает непреодолимое желание бегать и прыгать.
· Передразнивание взрослых и паясничанье. Эта характеристика кризиса 7 лет часто служит своеобразной защитной реакцией от родительских слов о важности учебы и наставлений по поводу правильного поведения.
· Повышенная утомляемость. Малыш в период кризиса 7 лет усиленно растет, а мозг испытывает колоссальные нагрузки, поэтому работоспособность у первоклашек и дошкольников подготовительной группы детского сада не такая высокая, как хотелось бы учителям и родителям.
· Болезненная реакция на критику. Семилетке хочется быть взрослым, а когда его критикуют, он чувствует себя беззащитным и маленьким, поэтому горько расстраивается.
· Рассеянность связана с утомляемостью, мозг просто не успевает за тем потоком информации, который ему необходимо переработать: куда нужно пойти, во сколько, что положить в рюкзак, какие задания выполнить и многое другой.
Составьте схему, раскрывающую понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.

Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?
- первый тип связан с особенностями нового для ребенка особенностями школьного режима. Без привычки у ребенка проявляется чрезмерная усталость, срывы в работе;
- второй тип проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, родителями;
- третий тип проявляется в середине учебного года, когда ребенок привыкает к внешним атрибутам школы и происходит как бы «насыщение» учением. Познавательная самостоятельность ребенка ограничена.
Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки школьного режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и одноклассниками.
Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению?
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
· режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
· коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
· проблемы взаимоотношений с учителем;
· проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
· несформированности элементов учебной деятельности;
· несформированности мотивации учения;
· неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
· неумения приспособиться к темпу школьной жизни.






