Типы адаптации. Первый тип – нормальные личностные реакции на ситуацию и окружающее, адекватные личные и общественные отношения, отсутствие клинически очерченных состояний внешнего или внутреннего конфликта – полная адаптация;
второй тип - легкие формы невротических реакций и ситуационные реактивные нарушения поведения (пассивные или активные в зависимости от содержания), поведение целесообразно, периодическая напряженность в личных и общественных отношениях - хорошая адаптация;
третий тип - невротические состояния, неврозы, невротические развития личности и др. Различные по структуре и содержанию; напряженные отношения в семье и коллективе - неполная адаптация;
четвертый тип - выраженные изменения личности различной структуры с грубыми и криминальными формами нарушений поведения, конфликтные отношения с коллективом и с обществом - дезадаптация.
Решите задачи (№ 49-55), проанализируйте отрывки художественных произведений (№24), оцените «ненаписанное письмо» (№4).
Задачи:
49. Должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения. В этом случае он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования ребенок будет выполнять точно и быстро, а на замечания не обижаться.
50. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
51. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы
52. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.
53. У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение.
54Это говорит о том, что данные ученики еще затрудняются проводить счет во внутреннем плане, им еще нужны внешние опоры (пальцы).
55. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, звучное, интересное, в движении, в сравнении. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями. Важно, чтобы ученик сам ставил цель и контролировал свои действия.
Научиться контролировать свои действия — значит развивать произвольное внимание. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10—20 минут.
Отрывок художественного произведения:






