Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Методика проведения ООД по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

Общегрупповые формы работы (ООД) по звуковой культуре речи рекомендуется проводить во всех возрастных группах. В младшей и средней группах 2 раза в месяц, в старших группах – одно занятие. Помимо этого отдельные упражнения должны включаться  в другие формы образовательной деятельности.

В процессе ООД развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой и фонематический слух, речевое дыхание, проводят работу над голосом, темпом речи, интонационной выразительностью, закрепляют артикуляцию звуков.

Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей.

В младших группах занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание («Угадай, кто кричит?»); рассказов-драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей.

Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), с которым детей знакомят заранее, т.к. повышенный к ним интерес, вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы.

На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как дети еще не умеют слушать друг друга.

В средней группе при обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых приемов уже недостаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука. На занятиях в этой группе уже можно ставить учебную задачу (научить произносить тот или иной звук).

Отработка звуков родного языка у детей 3-5 лет предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга:

1) подготовку органов артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука (в слогах);

3) выработка умения выделять этот звук в слове, отличать его от других, закрепление звука в слове;

4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи.

Осуществляя подготовку органов артикуляционного аппарата, воспитатель использует артикуляционную гимнастику, которую проводит в игровой форме (например, «Сказка о веселом Язычке», «Обезьянки», «Зеркало»).

Работая над уточнением произнесения изолированного звука и развитием речевого слуха, воспитатель использует игры или игровые упражнения типа: «Самолет гудит – ллллл», «Лыжники – с-с-с», «Комарики звенят – ззз» и др.

Формируя умение выделять нужный звук в слове, отличать его от других, воспитатель сначала подбирает слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Вырабатывается умение выделять звук голосом, а в дальнейшем – и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.

Для закрепления правильного произношения звука во фразовой речи и развития речевого слуха воспитатель применяет словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.

В старших группах формирование звуковой культуры речи связано с работой по дифференциации звуков и предусматривает три вида работы: дифференциацию изолированных звуков, дифференциацию звуков в словах, дифференциацию звуков во фразовой речи.

При дифференциации изолированных звуков используются картинки-образы: жук – жужжит жжжжж, комар – звенит ззззз, вода в кране шумит – ссссс и т.п.

Работая над дифференциацией звуков в словах, следует подбирать различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, затем слова, включающие оба дифференцируемых звука (Саша, шоссе, сушка).

При дифференциации звуков в речи воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками. Одновременно отрабатывается дикция, умение правильно пользоваться голосом, произносить слова с учетом литературных норм произношения.

Занятия по звуковой культуре речи не имеют четкой структуры. Однако видится целесообразным, начинать занятие с упражнений на развитие слухового внимания, фонематического слуха, с артикуляционной гимнастики. Затем можно проводить работу со звуками, включая все этапы (изолированное произношение звука, включение звука в слово, а затем во фразовую речь), параллельно использовать задания на развитие речевого дыхания, голоса, темпа речи, интонационной выразительности. Внимание детей в течение всего занятия должно фиксироваться на звуковой стороне речи.

Такое построение занятий позволяет чередовать деятельность детей, создает условия для многократного повторения однотипного речевого материала при использовании разнообразных приемов обучения.

Целесообразно все задания объединять единым игровым сюжетом.

 

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

 

Тема: Звуковая культура речи

Задачи:

Обучающие: упражнять детей в произношении звука [ш], в слогах и словах; различать слова с этим звуком.

Развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук,развивать речевое внимание. Совершенствовать умение изменять силу голоса.

Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: предметные картинки, игрушка щенка, гуся.

Ход НОД:

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- Какие признаки зимы вы знаете) (Ответы детей)

- Отгадайте загадку:

С неба падают зимою

 И кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые …. (снежинки)

- Посмотрите, какие красивые снежинки! (детям раздают снежинки, вырезанные из кальки и привязанными ниточками длиной 10 см. проводится  дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»)

- Лёгкий ветерок вдруг подул,

И снежинку нашу сдул.

И. п. – стоя, плачи развёрнуты, спина прямая, голова смотрит вперёд.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух (повторить 3-4 раза)

- Молодцы, поиграли со снежинками (снежинки складываются на столе)

- Посмотрите, кто к нам пришёл.

- Поздоровайтесь со щенком.

- Знаете, как зовут щенка? Его кличка начинается со звука [ш]. Кто угадает как его зовут?

- Зовут щенка Шарик.

- Шарик говорит, что по дороге к нам встретил птицу, которая была очень сердита и грозно на него шипела.

- Отгадайте как зовут эту птицу:

Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее.

Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь) (вносится игрушка гусь).

- Чтобы научиться шипеть как гусь, надо сделать специальную зарядку (проводится артикуляционная гимнастика)

• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!

Чередование: улыбка – трубочка.

• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.

- А теперь покажите, как шипит гусь? (дети выполняют упражнение по указанию воспитателя фронтально и по одному).

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Кто внимательный». Я буду называть разные слова. Если вы услышите в слове звук [ш], то хлопните в ладоши, если же такого звука в слове нет, то хлопать не нужно.

- Когда нужно хлопать в ладоши?

- Слушайте внимательно: шапка, шуба, машина, мишка, книга, кошка, ручка, пенал, малыш, ландыш, игрушки, конверт, диван, лягущка, швабра.

- Внимательно слушали, молодцы.

- А что это тут за картинки?

- Назовите, что на них нарисовано (дети берут по одной предметной картинке и называют, что на них нарисовано. На картинка предметы, в названии которых есть звук [ш]: подушка, шмель, ложка, шары, Чебурашка, камыш, машина, кошка и др.)

- Давайте теперь почитаем весёлые чистоговорки. А ты Шарик слушай.

Ша-ша-ша…

Наша Маша хороша.

Шу-шу-шу…

Дали кашу малышу.

Ши-ши-ши

Съели кашу малыши.

Шо-шо-шо…

После каши хорошо. (чистоговорки повторяются громко, а потом тихим голосом)

- Понравилось тебе у нас Шарик?

- Приходи к нам ещё. Мы тебя многому интересному и полезному научим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: