Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: Волшебный мир звуков [З] и [С]

Задачи:

Развивать фонематический слух.

Формировать умение правильно произносить звуки «с» и «з» изолированно, в слоге, в слове и во фразе.

Учить сравнивать звуки «с» и «з».

Воспитывать умение изменять силу голоса.

Воспитывать чёткую дикцию.

Ход ООД:

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где можно встретить  волшебство?

-А вы хотите попасть в сказку?

- Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

- Послушайте первую загадку:

Всю ночь летает, мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

- Угадали, кто это? А теперь скажите, с какого звука начинается слово Сова?

- Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука « С ».

- В этом царстве живет еще один звук, а какой, угадайте.

 Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы.
Уши больше головы. (Заяц)

- Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка – хозяин звука «З» в волшебном царстве.

- Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З» и «С».

- А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся (показываются буквы С и З).

- Почему-то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать?

- Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки.

- Чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

- Вот первое задание. Давайте вспомним, чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара).

- А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Песенка воды из крана).

- Я буду показывать вам картинки: комара и крана. Если вы увидите комара, то произносите звук «З», а если увидите кран, то произносите песенку воды «С».

Дети выполняют задание.

- А теперь сравним, как работают голосовые связки, которые образуют наш голос.

- Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

«С»- голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ.

«З»- голосовые связки дрожат, голосок звенит - этот звук - ЗВОНКИЙ

ВЫВОД: Так чем же отличаются эти звуки?

- Правильно. Работой голосовых связок.

- Молодцы. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

- Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Я вижу стрекозу –зу-зу-зу.

- А теперь я буду называть слоги и начало фразы, а вы должны придумать слово, которое закончит фразу и будет заканчиваться названным слогом:

са-са-са – у Маши длинная …

со-со-со – качу я ….

су-су-су – куклу я в руках …

за-за-за – у волка страшные …

зу-зу-зу – в машине я песок …

зы-зы-зы – на поляне нет …

- Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит!»

- А теперь послушайте следующее задание: надо придумать слова, в которых есть звук «З» или «С». Готовы? Девочки придумывают слова со звуком «С», а мальчики – со звуком «З». За правильный ответ дети получают фишку.

- Молодцы, ребята!

- Слушайте задание Зайки. Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука (дети раскладывают картинки соответственно около Зайца и Совы.

Будьте внимательны.

сом, загар, лес, песок, коза, соль, зонт, оса, розы, автобус, замок, змея.

- А теперь Маша назови все слова со звуком «С» громко, а Саша назовёт все слова со звуком «З» - тихим голосом.

- Теперь наоборот девочки назовут слова со звуком «С» тихим голосом, а мальчики – слова со звуком «З» скажут громко.

- Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

  • Глаза закрыть Зина.
  • Захар болит у зуб.
  • Ваза стоят в розах.

- Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

- Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились!

- Что вам понравилось на занятии больше всего?

- Что было сложно выполнять (легко)?

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: