Основная часть работы

Рекомендации по выполнению курсовых работ

 

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов в системе высших учебных заведений. В стенах учебных заведений студенты делают первые шаги в исследовательской деятельности, знакомятся с логикой и методами педагогического исследования, овладевают основными исследовательскими подходами и умениями, учатся осмысливать свою работу с научных позиций.

В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, появляется целый ряд вопросов:

1. Как выбрать тему курсовой работы?

2. Как обосновать актуальность темы исследования?

3. Какова структура курсовой работы?

4. Как определить основные характеристики курсовой работы?

5. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?

6. Как оформить текст курсовой работы?

7. Как представить работу на обсуждение?

8. Какую помощь может оказать студенту руководитель?

Прежде всего, ответим на вопрос, какую работу можно считать научной?

Таких признаков четыре. Первый из них – характер целей, которые мы ставим.

Цель может быть практической или познавательной. Учитель ведет уроки с практической целью, чтобы учить и воспитывать детей. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в этом классе в данных обстоятельствах дают лучший результат, это еще не наука. Такое знание – стихийно-эмпирическое. А вот если ставится научно-познавательная цель – выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения или формы проявления воспитательной функции самостоятельной работы, полученное знание «идет в копилку педагогической науки».

Второй признак – выделение специального объекта исследования. Объект педагогического исследования лежит в сфере педагогической деятельности. Исследуется всякий раз какой-то участок этой деятельности. Объектом может быть, например, обучение школьников ситуативной речи на иностранном языке, но не сама ситуативная речь. Или формирование учителем у младших школьников гуманистических отношений в учебно-воспитательном процессе, но не сами школьники.

Третий признак – применение специальных средств познания. В практической работе учитель применяет методы обучения и воспитания, приемы, организационные формы, материальные средства обучения и воспитания (компьютеры, таблицы, кинофильмы и т. п.). Исследователь применяет методы науки: экспериментирование, моделирование, создание гипотез и т.д.

Четвертый признак, последний по порядку перечисления, но не по важности, – однозначность терминологии. Это непременное требование к научному познанию. Разумеется, привести всю науку к однозначности принудительным способом, по приказу невозможно. В ходе ее развития содержание понятий непрерывно обогащается, разветвляется. Это закономерный процесс. Но в рамках одного научного труда: курсовой работы, выпускной квалификационной работы, диссертации, монографии, статьи и т.д. – автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться этих определений до конца. Без специальной оговорки он не имеет права употреблять термин в разных значениях.

Итак, принадлежность какого-либо сочинения или изложения к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии.

Данные методические рекомендации помогут студентам ответить на возникающие вопросы и успешно выполнить курсовую работу.

 

Курсовая работа имеет следующую примерную структуру:

Введение

Глава 1. (полное название главы)

1.1. (полное название всех нижеследующих параграфов)

1.2.

Глава 2.  (полное название главы)

2.1.

2.2.

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение

 

Титульный лист.

При оформлении текста курсовой работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедра, тема работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания курсовой работы (Приложение 1).

 

Содержание.

В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.

Пример содержания представлен в Приложении 2.

3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования).

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Введение должно занимать не более 3-4 страниц печатного текста.

Примерная структура введения:

1) Актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучить.

Актуальность выбора темы исследования должна быть обоснована с позиций того, насколько она отвечает социальным запросам, интересам школьной практики и потребностям науки.

2) Таким образом, актуальность определила тему нашей работы «…».

3) Цель исследования – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов своей научно-исследовательской деятельности. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм – «изучить», «разработать», «выявить», «обосновать», «определить» и др.

В научно-методической литературе приводятся следующие формулировки целей:

1. Разработать педагогические или научно-методические (организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.

2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...

3. Обосновать содержание, формы, методы и средства...

4. Разработать методики (методические системы) формирования...или, допустим, методики применения системы средств наглядности в...

5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств)...

6. Разработать теоретические модели...

7. Разработать требования, критерии...

8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность.

4) Объект исследования – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Объектом исследования в курсовой работе может выступать:

- целостный педагогический процесс;

- система воспитательной работы в школе;

- деятельность педагогов в определенных условиях и направлениях;

- деятельность учащихся во всем многообразии;

- коллектив педагогов и учащихся;

- преподавание какого-то предмета;

- система управления в школе и др.

5) Предмет исследования дает ответ на вопрос «как рассматривается объект в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?». Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования.

6) Гипотеза исследования – утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

7) Задачи исследования (не менее четырех задач). Задачи представляют из себя раскрытие, уточнение цели. Это то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Обычно задачи формулируются с использованием активных глаголов: изучить…, описать…, установить …, выяснить.., сформулировать…, провести…, обобщить…, подтвердить.., оценить.., построить…, разработать…, рассмотреть…, создать…, сравнить.

 

8) Методы исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д.

(другие методы не ставить!!!)

 

9) Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.

Основная часть работы

Основная часть курсовой работы состоит из 2 глав, которые, в свою очередь, делятся на пункты. В главах раскрывается теоретическое обоснование проблемы исследования и описывается экспериментальная работа.

В первой главе курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения.

В главе практической направленности описывается методика, содержание и анализ опыта работы или эксперимента педагогов-практиков по теме исследования, представляются разработки уроков, дидактический материал для учащихся, соответствующие поставленным целям и задачам исследования.

Во второй главе следует изучить и проанализировать педагогический опыт работы учителей начальных классов и педагогов по теме исследования (анализ 2 статей из журналов: «Начальная школа», «Начальная школа: плюс до и после», «Учитель Башкортостана», «Воспитание школьника»).

 

5. Заключение – это сумма выводов по всему исследованию. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- Зачем предпринято студентом данное исследование?

- Что сделано?

- К каким выводам пришел автор?

Обычный объем Заключения – примерно две – четыре страницы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: