Решить ситуационные задачи

Тема: «Ди- и полигибридное скрещивание».

Задача 1. У морских свинок вихрастая (розеточная) шерсть (Р) доминирует над гладкой (р), а чёрная свинка скрещена с белой гладкошерстной свинкой. а) Какой генотип и фенотип будет у потомства F1 и F2? б) Какая часть розеточных чёрных особей потомства F2 будет гомозиготна по обоим признакам?

 Ген розеточный (вихрастой) шерсти (Р) доминирует над геном гладкой шерсти (р), а чёрная окраска тела (В) – над белой (b). По условию гомозиготная розеточная чёрная свинка скрещена с гладкошерстной белой. Надо определить генотип, фенотипы первого F1 и второго F2 поколений.

                Признак                                               Ген
             
Вихрастая шерсть(розеточная)       Р
          Гладкая шерсть                                       p

               Черная шерсть                                        В
          Белая Шерсть                                          b

Затем определим генотип родителей и их гаметы. Генотип свинки с вихрастой (розеточной) черной шерстью – РРВВ, гладкошерстной белой – ppbb. Оба родителя гено – и фенотипа в первом поколении F1 напишем схему скрещивания:

           Р                РРВВ ×               ppbb

          Гаметы        

 


                      F1                              PpBb

Фенотип Вихрастая чёрная шерсть – 100%

Согласно схеме скрещивания все потомки имеют генотип PpBb и единообразный фенотип (вихрастая чёрная шерсть).

Родителям F2 (задача 11, вариант «б») будут потомки F1 – гетерозиготные по обоим признакам PpBb. Определяем типы гамет. Гены разных аллельных пар свободно комбинируются. Поэтому каждый родитель будет производить четыре типа гамет: Pb, PB, pB, pb.

Для определения генотипов потомков следует использовать решетку Пеннета:

 

                              Схема скрещивания

Р                                PpBb               ×                        PpBb

Гаметы     

 

Е                               с           PB           Pb             pB              pb                                           

РВ    РРВВ       РРBb        РрВВ         РрBb                    

Pb    PPBb       PPbb        PpBb         PPbb                   

pB    PpBB       PpBb       ppBB          ppBb          

     pb      PpBb      Ppbb       ppBb          ppbb         

 

Затем подсчитываем количество особей с разными фенотипами: 9/16 – вихрастые чёрные; 3/16 – вихрастые белые; 3/16 – гладкие чёрные; 1/16 – гладкие белые, т.е. имеет место расщепление в соотношении 9: 3: 3: 1. По каждому признаку в отдельности:

 чёрных 12; белых 4; соотношение 3:1                                                                                              

вихрастых 12; гладких 4; соотношение 3:1.

 

Задача 2. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя имеют оба недостатка, но являются гетерозиготными по обоим признакам?

Резберём решение задачи 2. По условию задачи ген близорукости доминирует над геном нормального зрения, а карий цвет глаз – над голубоглазостью. Единственный ребёнок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Надо определить генотипы всех членов семьи:

               Признак                                                Ген

Близоркость                                                            М

Нормальное зрение                                              m

Карий цвет глаз                                                      В

Голубой цвет глаз                                                 b

Ребёнок голубоглазый, поэтому по цвету глаз он гомозиготен, иначе проявлялся бы доминантный ген карего цвета глаз. В отличие от родителей, ребёнок имеет нормальное зрение, значит, поэтому признаку он тоже гомозиготен, так как при гетерозиготности проявилась бы близорукость. Следовательно, генотип ребёнка mmbb. Для каждого признака он получил от каждого из родителей по одному рецессивному гену. Следовательно, оба родителя гетерозиготны по обоим признакам, их генотип – MmBb.

 

Задача 3. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а карие глаза (В) – над голубыми (b). Единственный ребёнок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трёх членов семьи.

Задача 4. У человека присутствие резус-фактора (Rh+) обусловлено доминантным геном D. Отсутствие резус-белка (Rh-) обусловлено рецессивным геном d. Ген Ⅰ0 (Ⅰ) группы крови рецессивен по отношению к генам ⅠА (Ⅱ) и ⅠВ (Ⅲ) групп крови. а) Женщина Rh- c ⅠA (Ⅱ) групповой крови, отец который имел Rh- c Ⅰ0 (Ⅰ) группой крови, вышла замуж за мужчину Rh- c Ⅰ0 (Ⅰ) группой крови, вышла замуж за мужчину Rh- c Ⅰ0 (Ⅰ) группой крови. Какова вероятность того, что ребёнок унаследует оба признака отца? б) Мужчина Rh- c ⅠАВ (Ⅳ) группой крови женился на женщине Rh+, имеющей кровь ⅠВ (Ⅲ) группы. Отец жены Rh- c Ⅰ0 (Ⅰ) группой крови. В семье двое детей: один с Rh-В (Ⅲ) группой крови, другой – с Rh+ c Ⅰ0 (Ⅰ) группой крови. При судебно-медицинской экспертизе установлено, что один ребёнок внебрачный. По какой из двух аллей исключается отцовство? в) женщина Rh-, гомозиготна по ⅠА (Ⅱ) группе крови, вышла замуж за мужчину Rh+ c (Ⅰ) группой крови. Каков возможный генотип детей?

Задача 5. У человека косолапость (Р) доминирует над нормальным строением стопы (р), а нормальный обмен углеводов (О) над сахарным диабетом (о). Женщина с нормальным строением стопы и нормальным обменом углеводов вышла замуж за косолапого мужчину. От этого брака родилось двое детей, у одного из которых развилась косолапость, а у другого – сахарный диабет. а) Можно ли определить генотип родителей по фенотипу их детей? б) Какие ещё генотипы и фенотипы детей возможны в данной семье?






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: