Методические рекомендации по составлению конспектов занятий

Пример: структура традиционного комбинированного урока изобразительного искусства

 

1. Тема урока, форма проведения.

2. Класс (возраст обучающихся).

3. Цель урока (характер практического задания).

4. Задачи урока для учителя.

5. Задание для учащихся.

6. Методы обучения

7. Методические приемы

8. Оборудование для учеников.

9. Оборудование и методическое обеспечение для учителя:

Методическая наглядность;

Литература;

Техническое оборудование и др.

10. Оформление школьной доски (схема).

11. План урока (время)

12. Ход урока (пишется в форме таблицы).

 

Фрагмент урока Ссылки и графический комментарий План урока. (в мин.)
1. Проверка готовности учащихся. Объявление темы и цели (учебных задач) урока. Вводная беседа. Проблемные вопросы. Ссылки на источники и на репродукционный и иллюстративный материал 5-7
2. Объяснение выполнения практического задания: 1. этап 2. этап 3. этап Демонстрация образцов работ Педагогический показ 5-10
3. Цель практической работы и время на ее выполнение Обязательно озвучивается перед практической работой 1-2
4. Практическая работа учащихся (работа в материале) Фронтальная и индивидуальная работа с учащимися 15-20
5. Анализ работ учащихся Анализ проводится по основным образовательным задачам 5
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.    

Целеполагание в проекте урока

 

При формулировании цели задач урока проявляется педагогический профессионализм и методическая компетентность учителя изобразительного искусства.

Подготовка к первым урокам ставит перед студентами важную проблему «целеполагания». Четко и логично поставленные цель и задачи позволяют оптимизировать процесс подготовки урока, впоследствии, грамотно провести его самоанализ и рефлексию. Методическая работа студента должна быть нацелена на создание оптимальных условий для понимания характера задания и его результативного выполнения учащимися в ходе урока.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Комплексное планирование (проектирование - продумывание) задач урока по трем группам:

1) Педагогические цели: обучения, воспитания и развития (креативные и оздоровительные цели, цели развития ребенка – главные цели (сферы личности): интеллектуальная, волевая, эмоциональная, интересов, мотивационная, потребностная..

2) Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские, надпредметные умения,

(Исследовательские ставят те педагоги, у которых есть программа эксперимента по данной дисциплине), развитие воспитательного процесса.

3) Цели саморазвития учителя: профессионального, личностного роста.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи [10].Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся).

Цели урока имеют три варианта формулирования и использования:

а) цели учителя не предъявляются ученикам, но учитель делает все, чтобы эти цели достигались;

б) цели сообщаются детям (ребенок не субъект целеполагания (он не ставит сам цели), но субъект цели осуществления;

в) цели ученик должен формулировать сам. Ему сообщается только тема урока.

 

В изобразительной деятельности это выполнение всевозможных упражнений и учебно-творческих рисунков, мини-проектов т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

1 При планировании урока усвоения новых знаний (умений), перед учащимися ставятся задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий по искусствознанию;

2 При подготовке урока применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний (рисования с натуры и по наблюдению).

3 На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач (задания на творческое переосмысление действительности - композиционные задания).

4 На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами (урок-образ; урок – игра; уроки коллективного творчества).

 

Поначалу для подготовки урока изобразительного искусства – следует обозначить проблему в названии урока - теме, отражающей общее содержание и идею проектируемого урока. У школьного урока возможно несколько целей: цель педагогического воздействия на учеников и цель для самих учеников, в процессе достижения которой ученик достигает необходимого учебного результата (см. выше).

Обращаем внимание на то, что большая часть уроков изобразительного искусства имеют практическое наполнение и поэтому, в процессе целеполагания определяем конечный результат их работы на уроке – продукты (изделия) их творческой деятельности. Это может быть рисунок, живописная работа, эскиз орнамента или декоративного изделия, изображение, или модель архитектурного или пластического мотива, макет или декоративно-оформительская работа. На выполнение или изготовление, которого направлена методическая работа учителя и учебная деятельность школьника, деятельность которая формирует и развивает у ребенка необходимые знания и умения. Конечно, следует формулировать и педагогическую цель урока: сформировать…, развить…, воспитать…. – она определяет суть педагогического воздействия учителя на учеников. Цель деятельности ученика на уроке должна решать триединую цель содержания учебного процесса: обучить, развить и воспитать.

Мы предлагаем студенту начинать формулировать цель урока со слов:

Для дидакической цели: «создать условия понимания…»; «обеспечить понимание учащимися…»

Для развивающей цели: «развивать…»; «сформировать…» и т.д.

Для воспитывающих целей: «воспитывать…»; «прививать…», «приобщать…».

Например:

1 «Создать условия для понимания понятий локальный и обусловленный цвет в природе и живописи.

2 «Сформировать понимание учащимися роли изобразительного искусства в системе пластических искусств, и в искусствах в целом».

Следующая проблема в освоении технологии «целеполагания» урока, это формулировка студентом задач для ученика. Учебные задачи рассматриваются как пути к достижению поставленной цели. С учетом требований к современному уроку в задачах формулируются задачи для учащихся. Для формулировки учебных задач, мы предлагаем руководствоваться словами:

Для обучающих задач: «дать понятие…»; «научить…»; «учить..» «повторить…»; «закрепить…» и т. д. Например:

3 Дать понятие художественного образа в пейзаже.

4 Научиться изображению фигуры человека с учетом пропорций.

5 Учиться компоновать отдельные предметы в изображение натюрморта;

6 Учиться видеть и передавать в изображении пропорции предметов;

7 Совершенствовать технику исполнения

8 Закрепить понятие «композиция» в орнаменте, в живописи.

Есть еще один важный момент в проектировании урока изобразительного искусства, это точная формулировка задания для практической работы на уроке.

«Выполнить…» или «Изготовить…». В задании следует указывать примерный срок (регламент времени на его исполнение) и указание на используемый в уроке художественный материал - акварель, гуашь, фломастер, цветные мелки т.п. Например:

1 «Изготовить рельефную маску из бумаги в ходе одного учебного занятия (8 класс)»;

2 «Выполнить несколько набросков фигуры человека в движении на одном листе формата А4, с помощью цветных карандашей (7 класс)»;

3 «Выполнить зимний пейзаж, используя акварельные краски методом по-сырому (2 класс)».

 

Следует иметь в виду, что цель может быть общей (относящейся к процессу обучения, прописывается в программе), которая решается в цикле (системе) занятий или конкретными, которые следует решить в одном уроке или занятии. В соответствии с эти, начало формулировки может начинаться со слова «развивать…» или со слова «развить…»; «знакомить…»/ «познакомить»; «формировать/научить».

Это не относиться к целям воспитания, там всегда формулировку следует начинать со слов, определяющих длительность процесса «воспитывать…», «приобщать…». Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть последовательным и постоянным.

Единство требований и подходов к процессу «целеполагания» у преподавателя методики изобразительного искусства и руководителей практик позволяет корректировать педагогические и методические подходы в консультировании студентов при подготовке к урокам на практике. Предоставляет возможность руководителю практики проводить со студентами более четкий анализ их урока. Студенту-практиканту определение четкой формулировки цели и задач урока облегчает работу над ошибками в обучении учащихся, корректировать педагогическую деятельность.

В конечном итоге, умение четко и конкретно ставить учебные цели и задачи определяет один из критериев оценки качества подготовки молодого специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: