Родительское собрание «Подведение итогов 2019-2020 учебного года»
Форма проведения: онлайн-конференция
Целевая группа: родители учащихся.
Цель: анализ итогов учебного года и укрепление референтной значимости класса, школы.
Задачи:
1. Организовать общение и взаимодействие родителей и педагога в дистанционном формате.
2. Обсудить содержательные и эмоциональные итоги деятельности класса.
3. Рассмотреть трудности, возможности и результаты организации учебного процесса в дистанционной форме по сравнению с очным обучением.
4. Отметить успехи всех учащихся класса за весь учебный год (в учебной и внеурочной деятельности, за достижения в спорте, за активность, стремления и др.)
5. Обсудить планы на следующий учебный год и деятельность учеников класса в летние месяцы.
6. Дать родителям рекомендации по поддержанию благоприятного эмоционального климата в семье, по соблюдению мер безопасности, а также подготовке к следующему учебному году.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе очень важно выбрать платформу для общения с родителями. Хорошо, если педагог и родители будут видеть друг друга, это будет способствовать эмоциональному взаимодействию участников и их положительному настрою на общение. Для этого можно выбрать режим онлайн-конференции в Scype или Zoom, формат вебинара. Также взаимодействие с родителями можно организовать в формате онлайн-беседы, например, в социальной сети ВКонтакте, если там есть группа класса. Формат видеозаписи с обращением учителя, размещённой на сайте школы или в социальной сети (мессенджере), не очень эффективен, так как не позволяет получить вопросы и обратную связь от родителей. Формат онлайн-конференции больше приближен к очному общению – как на обычном родительском собрании.
Необходимо заранее разослать приглашения (уведомления) родителям учащихся, чтобы своевременно выяснить их технические возможности и возможность явки/неявки на встречу. В приглашении указываются дата, время, продолжительность, тема встречи, адрес электронной почты учителя и другие необходимые сведения.
Если используется формат беседы, можно предложить участникам заранее присоединиться к ней, а также организовать опрос для родителей по актуальной теме, которую в дальнейшем можно будет обсудить.
На подготовительном этапе также можно собрать материал для эмоционального подведения итогов года: например, попросить родителей заранее прислать ответ на вопрос "Каким одним словом Вы дали бы определение этого учебного года?" (необычный, трудный…). Тогда уже в начале собрания можно будет подвести некоторые эмоциональные итоги учебного года и опубликовать ответы родителей (анонимно) в чате или беседе. Целесообразно сгруппировать ответы – негативные, позитивные, нейтральные. Далее можно будет обратить внимание, что стоит за этими высказываниями, какие трудности и успехи были у учеников в этом учебном году, как много сделали родители им в помощь.
Можно предложить заранее задать вопрос школьному психологу, что поможет специалисту подготовить актуальное для родителей выступление (рекомендации).
Важно будет отметить как индивидуальные достижения учеников, так и успехи взаимодействия в группах, командах, класса в целом. Потому заранее нужно приготовить для каждого ребёнка грамоту/диплом за определённое достижение в этом учебном году или придумать номинацию, чтобы отметить, в чём ребёнок был успешен. При подготовке грамот/дипломов или номинаций, помните о необходимости соблюдения психологической безопасности. Содержание поощрения должно соответствовать действительности. Стоит придерживаться единого стиля: например, все поощрения в стихах или в прозе, стиль выбран деловой или творческий, неформальный. Тогда поощрение будет работать на мотивацию школьников и их родителей.
Можно заранее подготовить ссылки на полезные ресурсы, памятки и другой раздаточный материал, который будет предоставлен на родительском собрании. Родителям и учащимся будет приятно получить адресные грамоты с различными номинациями, даже если ученик в течение учебного года не всегда успевал по основным предметам (например, «за стремление к знаниям», «за активность в общественной жизни класса», «за участие в проектах» и др.). Сейчас, в трудное для всех время, поддержка необходима каждому ребёнку, каждой семье.
За 1-2 дня до родительского собрания можно провести пробное подключение всех участников для своевременного устранения технических проблем.
Также заранее можно обговорить активную роль некоторых родителей в обсуждении, их готовность поделиться своим успешным опытом, например, удачной организации процесса дистанционного обучения ребёнка, его режима дня, досуга.
Для профилактики утомляемости и поддержания внимания участников можно продумать различные игры, короткие упражнения, которые будут включены в собрание (см. приложение).
Важно заранее подготовить вопросы для получения обратной связи от родителей, а также свои возможные реплики.
План встречи
1. Проверка присутствия участников в онлайн-конференции.
2. Вступительное слово классного руководителя.
3. Подведение итогов учебного года. Вручение грамот каждому ученику класса за индивидуальные достижения в учебной и внеурочной деятельности, за участие в жизни класса. Обсуждение основных планов на следующий учебный год.
4. Обсуждение-дискуссия "Трудности, возможности и результаты дистанционного обучения". Выступления представителей сообщества родителей класса.
5. Выступление педагога-психолога школы (или видеозапись, или рекомендации в виде презентации).
6. Выступление классного руководителя. Беседа с родителями об организации летнего отдыха детей. Рекомендации по организации начала каникул, как помогать детям в период санэпидограничений, как подготовиться к началу следующего учебного года.
7. Вопросы и предложения родителей.
8. Обратная связь.
9. Подведение итогов встречи.
10. Памятки для родителей.
Планируемые результаты
В ходе встречи родители совместно с классным руководителем:
- подведут итоги учебного года по различным направлениям деятельности детей: учебной, научной, творческой, спортивной, социальной и т.д.;
- узнают о некоторых планах на следующий учебный год;
- познакомятся с рекомендациями классного руководителя и педагога-психолога;
- обсудят, какие родительские ресурсы и возможности необходимы для организации летнего отдыха своих детей, особенно в начале летних каникул;
- получат поддержку и помощь, почувствуют значимость классного руководителя и школы в жизни их ребёнка, их семьи.
Ход встречи






