Пояснительная записка

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

  «Губкинский горно-политехнический колледж»

 

 

Организация практических работ

 и практических занятий

 обучающихся при изучении

Учебной дисциплины «Материаловедение»

 

2017год

Методические рекомендации для проведения практических работ и занятий учебной дисциплины материаловедение разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»

   

ОДОБРЕНО                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Предметной цикловой комиссией                                           заместитель директора по УПР

                                                                                                              Манукова Н.Ю. _____________

Согласовано

Протокол №______ от _____________                                заместитель директора по УМР председатель__________/                 /                                              Морозова Л.А. _____________

                                                                                                                    

 

Разработчик:

Красникова Н.Е. преподаватель материаловедения



Пояснительная записка

Развитие человеческого общества во многом определяется открытием и активным использованием материалов различного назначения. Достаточно вспомнить такие исторические этапы как каменный, бронзовый, железный века. Кстати, можно считать, что железный век, начавшийся более 2 тысяч лет назад, продолжается до сих пор, поскольку сплавы на основе железа (стали и чугуны) являются и, сейчас, основными конструкционными и инструментальными материалами промышленности.

В настоящее время значение разработки новых и эффективного использования имеющихся материалов особенно велико в связи с острой необходимостью перехода от "сырьевого" к преимущественно инновационному пути развития производства.

Очевидно, что с каждым годом роль науки о материалах и, соответственно, дисциплины "Материаловедение" будет неизбежно возрастать. Поэтому нет нужды рекламировать важность изучения этой дисциплины.

Общеинженерная дисциплина "Материаловедение" ограничивается изучением главным образом конструкционных и инструментальных материалов различного назначения. Номенклатура таких материалов, потребляемых промышленностью, чрезвычайно велика и разнообразна (только сталей выпускается более 2 тысяч марок). Поэтому освоение дисциплины "Материаловедение", содержащей большое количество новых понятий и терминов, а также фактических данных о строении и свойствах различных материалов, требует определенных усилий.

Любой материал характеризуется химическим составом, структурой и свойствами.

Материаловедение – это наука, изучающая связь между химическим составом, структурой и свойствами материалов и закономерности изменения этих свойств под влиянием внешних воздействий ( механических,термических, химических и др.), реализуемых в процессе производства, обработки и эксплуатации изделий из этих материалов

Химический состав – это процентное содержание (обычно % по массе) химических элементов, присутствующих в данном материале.

Понятие структура имеет очень широкий смысл, включающий все сведения о материале от электронного строения отдельных атомов до видимых невооруженным глазом макродефектов образцов (изделий). В практическом материаловедении (и данном пособии) под термином структура обычно подразумевается микроструктура материалов, изучаемая с помощью микроскопов (тип и относительное количество фаз, форма, размеры и взаимное расположение кристаллов этих фаз).

 

Рис.1. Структурная схема дисциплины «Материаловедение»

Для потребителя (в частности, студента) главным элементом приведенной на рис. 1 схемы являются свойства, поскольку имеющийся комплекс физических, механических и других свойств определяет возможность конкретного применения того или иного материала. Из множества свойств, присущих любому материалу, наиболее общими являются механические свойства (материалы, не обладающие, например, достаточной прочностью, не могут иметь широкого практического применения), они же и наиболее важны для конструкционных и инструментальных материалов, которые в основном и изучаются в данном курсе. Кроме того, механические свойства «структурно-чувствительны», то есть чутко реагируют на изменения в структуре материалов, поэтому позволяют наглядно продемонстрировать «красную нить» материаловедения:

Состав ® Структура ® Свойства

Знание закономерностей, связывающих эти три С (см. рис.1), позволяет производить оптимальный выбор материалов и технологий их обработки для изделий различного назначения.

Такой выбор должен обеспечивать технологичность изготовления изделия, его надежность и долговечность в условиях эксплуатации и быть экономически оправданным.

  Выработка такого умения является главной целью подготовки специалистов в области материаловедения.

Практическая работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow