Период инициации и его зависимость от социокультурных и экономических условий жизни

Весь подростковый период современного человека – это растянутый по возрасту и расчлененный по своим составляющим ритуал инициации. Более того, культурная эволюция распространила архетип инициации практически на все сферы жизни (касты, классы, профессии, религии) и весь жизненный цикл современного человека. Единому сценарию подчинены: праздник окончания детского сада; переводные экзамены; заключительные экзамены и выпускной бал; посвящение в студенты или рабочие; принятие воинской присяги; венчание и свадьба; инаугурация президента; торжественные проводы на пенсию (своего рода «инициация наоборот») и т.д. Каждое взрослое поколение (ориентируясь на собственный врожденноприобретенный опыт перехода количества в качество) проверяет истинность вышеназванных демонстраций и их соответствие социально-культурным реалиям сегодняшнего дня. Нынешние критерии взрослости отличаются даже от тех, что были всего лишь сто лет назад и шестилетний некрасовский «мужичок с ноготок» выглядит, пожалуй, более социально зрелым, чем сегодняшний подросток.

В современном обществе складывается впечатление, что все больше подростков «застревают» на стадии подростковости, которая может продолжаться очень длительный период времени. Можно сказать, что они не могут переступить порог между детством и взрослостью. Много молодых людей, которые длительное время остаются под опекой семьи, не образуют свои семьи, не заинтересованы в поиске работы, не проявляют инициативность в организации своей жизнедеятельности. После прохождения инициации подросток становится взрослым, вливается в сообщество мужчин или женщин своего этноса. Ритуал инициации проводился в период вступления ребенка в подростковый возраст (11—12 лет). Именно в этом возрасте современные подростки начинают демонстрировать проблемное поведение, связанное с уходами из дома, грубым общением с родителями, длительными периодами ухода в себя или, наоборот, демонстрируют крайне рискованное поведение. У них появляются новые имена: прозвища, «ники», актуальными становятся такие темы, как побег / уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к проверке / испытанию себя, утверждение себя в новом качестве, утверждение себя в группе себе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям, встреча с хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою, подвиги и т. д.

Все эти проявления похожи на элементы процесса инициации. Но почему же не всем удается пройти процесс взросления?

Во-первых, этот процесс должен проходить последовательно в соответствии с определенными стадиями.

Во-вторых, он должен быть двухсторонним: не только подросток должен захотеть пройти этот процесс, но и родители должны способствовать его прохождению.

Но чаще всего родители (особенно матери) активно сопротивляются этому неожиданному взрослению ребенка: не отпускают его от себя, прикладывают все усилия для того, чтобы убедить ребенка последовать своим материнским идеям, т. е. активно навязывают родительский комплекс подростку для его самоопределения.

Комплекс— эмоционально заряженное переживание, сила которого зависит от тяжести аффективной нагрузки или от длительности его влияния.

Аффективные переживания могут быть как позитивными, так и негативными. В литературе чаще всего описывается влияние негативного материнского или отцовского комплекса, тогда как влияние позитивного комплекса, окрашенного сверхзаботой и любовью, практически остаются мало исследованными. Отцовский комплекс — группа чувственно-тонированных идей, связанных с переживанием и образом отца. Материнский комплекс — группа чувственно окрашенных или тонированных идей, связанных с переживанием и образом матери; живущая в каждом человеке аффективно заряженная идея матери или других людей, выполняющих ее функцию: учителей, воспитателей. Родительский комплекс — группа или совокупность эмоционально нагруженных образов и идей, связанных с родителями; иначе, это «родительское имаго», которое возникает как итог воздействия родителей и специфических реакций ребенка. Имаго проецируется бессознательно, и, когда родители умирают, спроецированный образ продолжает действовать, как если бы он был самостоятельно существующим духом. Первобытный человек в этом случае говорил бы о родительских духах, возвращающихся по ночам (revenants), современный же человек называет это отцовским или материнским комплексом.

При поглощении родительским комплексом молодой человек не имеет возможности взрослеть: он остается под опекой матери или отца, зависит от их мнения, принимает их решения для профессионального определения, для выбора спутницы жизни, для выбора жизненной позиции и даже формирования мировоззрения. Оставаясь в позиции ребенка, он медленнее развивается физически (хотя для этого, чаще всего, имеет потенциал), может страдать импотенцией; в поведении проявляет апатию, часто теряет интерес к деятельности.

Не обязательно физическое, но психологическое отделение от детской семьи должно произойти соответственно возрасту. Этот процесс происходит не одномоментно: в каждый возрастной период происходит постепенное отделение от родителей, формируется собственная индивидуальность, выстраиваются границы для проникновения родительской любви в мир ребенка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: