Вюрцбургская школа психологии мышления. Мышление как решение задач. Общая характеристика телеологического подхода в изучении мышления

Мирошниченко Анастасия, 1 курс, 2 группа

Ответы на контрольные лекционные вопросы по общей психологии на тему «Телеологический подход в изучении мышления»

Телеологический подход в изучении мышления.

Название данного подхода происходит от слова - цель. Не только целенаправленность, но сама целесообразность, назначение мышления со своей психологической формой и содержанием становится предметом научного исследования. В современной психологии выделение специфики мышления стало нормой, исходным условием изучения психологических процессов его функционирования. Наиболее полно и ярко телеологический подход был заявлен в теоретической и экспериментальной школе, возникшей в 10-е годы нашего века в немецком городе Вюрцбурге.

 Вюрцбургская школа психологии мышления - одно из направлений психологии сознания, с которым мы встречаемся только в данном разделе общей психологии. Основателями школы были 0. Кюльпе и К. Бюлер, к ее представителям относятся Н. Ах, А. Марбе, 0. Зельц и др.

Центральные исследовательские вопросы касались: а) введения понятий, учитывающих активность мыслящего субъекта; б) описания свойств мышления как особой психической реальности и выделения его содержания; в) объяснения психологических механизмов мыслительного процесса.

 

Вюрцбургская школа психологии мышления. Мышление как решение задач. Общая характеристика телеологического подхода в изучении мышления.

Философ Брентано полагал, что чувственные сознательные представления (ассоциации) нельзя рассматривать без указания их направления. Адекватными единицами анализа сознания должны быть не "точки» - отдельные представления сами по себе, связуемые затем по ассоциативным законам, а – акты сознания. Эта идея активности сознания и была воспринята вюрцбургской школой, получив теоретическую и экспериментальную разработку.

Направленность (а не хаотичность) ассоциативного потока была выражена понятием «Детерминирующей тенденцией» (Нарцисс Ах – автор данного понятия). Детерминирующая тенденция не подчинена законам ассоциации. Эта тенденция определяет течение чувственных представлений, она задаётся поставленным субъектом вопросом и поиском ответа на него.    Именно она определяет выделение существенного признака при образовании понятий. Н. Ах убедительно показал, что процесс выбора понятий зависит от конкретных задач, которые решаются субъектом.

Решающим вкладом вюрцбургской школы в психологию мышления стало введение понятия "задачи"(В. Уатт). Изменило оно и основной метод классической психологии сознания - интроспекцию. Отчет субъекта о его внутренних ощущениях, представлениях, переживаниях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос, решения определенной задачи (этот прием изучения мышления иногда называют методом задач). Тем самым мышление как особая психическая реальность могло быть выделено из описаний внутреннего, интроспективно доступного опыта субъекта, решающего задачу.

Конкретные задачи, которые предъявлялись испытуемым в экспериментах вюрцбургской школы, были, в основном, вербальными по материалу, а их решение обычно не требовало значительных умственных усилий. Таковы определение и сравнение слов (понятий), подбор к одному слову (понятию) другого, связанного с первым родовидовыми отношениями, понимание смысла предложений, высказываний (например, пословиц и поговорок), сравнение высказываний с возможностью их обобщения по смыслу и т.п. Выбор экспериментального материала имел принципиальное значение. Заметим, что в рамках механистического подхода специфика мыслительного процесса обнаруживается только при рассмотрении сложных проблемных ситуаций, творческих задач. Напротив, представители вюрцбургской школы использовали заведомо шаблонные (и даже известные испытуемому) задачи, репродуктивные по решению. Объясняется это тем, что вопрос о средствах, способах, психологических механизмах поиска решения возник здесь далеко не сразу. Первая исследовательская задача - определить мышление, выделить его в эксперименте как факт внутреннего психического опыта, отличного от чувственных представлений.

Мышление как самостоятельный психический процесс, его содержание и ненаглядный характер. Различение чувственной (модальной) конкретности наблюдаемых или представляемых вещей и их 28 отвлеченного, существенного содержания - старинная философская традиция. Именно этим различием воспользовались психологи вюрцбургской школы для разъяснения своих экспериментальных находок, показав, что чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи. Необходимо раскрыть, осознать отношение между условиями и требованиями задачи, отвлеченное, свободное от их чувственной представленности. Можно ли, однако, как-то интроспективно представить, почувствовать, пережить это существенное, абстрактное отношение? Представители вюрцбургской школы отвечали на этот вопрос положительно, и на основе своих экспериментов разделяли феномены внутреннего опыта на ява класса: а) чувственные представления; б)мыjMtgj или сознанности.

Однако, в рамках механистического подхода специфика мыслительного процесса обнаруживается только при рассмотрении сложных проблемных ситуаций, творческих задач. Представители же вюрцбургской школы использовали заведомо шаблонные (и даже известные испытуемому) задачи, репродуктивные по решению. Объясняется это тем, что вопрос о средствах, способах, психологических механизмах поиска решения возник здесь далеко не сразу.

Мышление как самостоятельный психический процесс, его
содержание и ненаглядный характер.

Представители вюрцбургской школы показали, что чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи. Тем самым, они разделили феномены внутреннего опыта на два класса:

 

а) чувственные представления;

б) мысли или сознанности.

И поставили вопрос: каково отношение между ними?

Опыты Кюльпе ( на установление родо-видовых отношений).

Испытуемому давали родовое понятие "охота", к которому надо было подобрать входящее в него видовое. Сначала слово "охота" порождает по ассоциативным законам множество различных представлений. Помогают или мешают они решать задачу - это не важно. Однако ясно другое: поставленная задача детерминирует ассоциативный процесс, и в тот момент, когда подходящее слово (например "ружьё'') найдено, чувственная представленность предметов, явлений, событий уходит из поля сознания. Означает ли это, что испытуемый не представляет ничего, и его, сознание "пусто"? Нет, сознаётся отношение между двумя - данным и искомым представлениями с чувством очевидности найденного ответа. Тоже отвлечение от наглядного облика вещей происходит при понимании смысла пословиц, поговорок, высказываний.

К классу мыслей, "сознанностей" существенного содержания решаемой задачи, её условий и требований относятся различные психические переживания (иногда их называли интеллектуальными чувствами): не только чувства уверенности в правильном ответе, но и самого вопроса (задачи), сомнения и т.д. Эти факты позволили сделать вывод о том, что по своему содержанию мышление - это осознание ("усмотрение"), отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений. Т.е. Мышление имеет без бразный характер.

Обычно эту особенность мышления считают негативной, что неверно: отсутствие наглядности имеет позитивное дополнение. Так, согласно Бюлеру, в акте решения задачи субъект раскрывает не наглядное, а действительное её содержание. Поэтому для экспериментов предлагаются не наглядные, а вербальные задачи.

 

Общие характеристики телеологического подхода

1. Специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос, в решении задачи.

2. Эта активность мыслительного процесса придаёт психическому опыту субъекта особое качество - его сознавание, поиск существенного (а не наглядно воспринимаемого) в условиях решаемой задачи.

3. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отдельными друг от друга.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: