Страх будущего: схема консультирования

составитель:

Мирцало А.Р., методист

ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический

центр психологической системы образования»

Страх перед будущим, доставляющий нервозность и беспокойство, называется футурофобией. В индивидуальном аспекте футурофобия раскрывается, как боязнь и неприятие проблем, трудностей, перспектив изменений, проявляющееся в сознательном или бессознательном уходе от участия в них, а также в форме активного/пассивного сопротивления нововведениям и прогрессу. Если посмотреть на линейку страха c обозначенной начальной, средней и конечной позициями, то начальное его проявление – состояние тревоги и беспокойства, перерастающее в чувство страха – средняя позиция, крайней степенью проявления которого выступает фобия. Важно отличать страх от фобии: страх не перекрывает способность человека жить, работать, действовать, функционировать. При футурофобии на вопрос специалиста «Как ты с этим справляешься (страхом будущего)?» выясняется, что клиент не способен им управлять: этот страх не дает ему функционировать, спать, сковывает активность и самостоятельно справиться с ним человек не может. Например, в случае фобии перед птицами, человек боится выйти из дома из-за страха быть ими атакованным, при фобии перед полетами, не может взойти на трап самолета.

Страх будущего наследуем из животного мира и реакции бей, беги, замри характерны в качестве проявлений реакций человека на угрозу. При этом в отличие от животных человек реагирует и на мнимую угрозу, поэтому работа специалиста направлена на то, чтобы помочь клиенту внести ясность в то, что человек воспринимает в качестве угрозы. Безопасность для человека возникает, когда ситуация приобретает ясность и понятность. И наоборот, неясность и непонятность интерпретируются, как опасность. Отсутствие ясности/ понятности проявляется в использовании клиентом обобщающих слов – «всегда», «у всех», «все рушится», «все пропало». Человек склонен к обобщениям, распространению того, что не нравится, на все сферы жизни.

Именно поэтому шаг 1 в консультировании клиента со страхом будущего состоит в локализации проблемы – важно определить ситуацию, с которой связан страх с помощью вопросов: «Где?», «В какой ситуации проявляется?», «В какой сфере жизни? Опиши эту ситуацию». В этот момент человеческий мозг начинает вносить ясность в проблему. И начинают прорастать ростки контроля над ней.

2 шаг. Определение реальности опасности (опасность реальна или субъективна?) достигается с помощью вопросов: «Насколько реально, что твоя семья останется без средств?», «Насколько реально, что твой бизнес разрушится?» Здесь важны аргументы. Факты вносят ясность в ситуацию и помогают перейти от размышлений, домыслов, рассуждений, продиктованных состоянием, у которого глаза велики, к взвешенной оценке угроз и выводу: «Да, это реально» или «Нет, у меня здесь наоборот все хорошо и не так страшно, как казалось вначале».

При этом важно помнить, что кривая эмоционального и интеллектуального состояния человека находятся в противофазах: когда человек эмоционально включен в переживание ситуации или испытывает состояние страха, его рацио «выключено». И достучаться к нему помогает высвобождение эмоций: факт вербализации тревоги, когда человек называет / описывает / обозначает эмоцию, позволяет избавиться, дистанцироваться от нее. И достигается это благодаря вопросам консультанта: «Что ты чувствуешь?», «Что это за ситуация, которой ты так сильно боишься? Опиши, пожалуйста», «Насколько эта опасность реальна? Приведи аргументы»

3 шаг. Определение желаемого будущего: «Что хочешь?», «Как хочешь?», «Ради чего?». Горизонт планирования может быть коротким и длинным. В ситуации стресса прибегают к короткому горизонту планирования. Но решение вопроса лежит, как правило, за пределами сложившейся ситуации и требует целостного взгляда на происходящее с позиций расширенного горизонта планирования. Здесь речь об умения взглянуть на происходящее не на как единичный акт/ проблему, а с позиции системного мышления с учетом влияния этой ситуации на разные сферы жизни клиента и его окружение.

4 шаг. Определение зоны ответственности клиента как инструмент управления ситуацией («Что зависит от тебя в этой ситуации?). Очень часто надо принять, как данность, что в разрешении данной ситуации от клиента ничего не зависит. В нашем менталитете плохо понимают зону ответственности.

Зону ответственности (контроля) иллюстрирует притча: представьте, что у вас есть лошадь и вы хотите ее напоить. Вы подводите ее к чистому ручью и говорите: «Пей, вот он ручей». Попьет она или не попьет воды - от вас вообще не зависит. Консультанту важно с терпением и любовью объяснить человеку, в чем состоит его зона контроля: «И тогда что действительно зависит от тебя?» И здесь важно выделить зону ответственности клиента – те области, на которые он может влиять, и способы изменения ситуации. Важно выделить и то, на что он влиять не может и требует принятия. Зачастую, когда клиент обнаруживает, что от него завит 1 из 10, это приносит с собой облегчение: «Какой смысл «сражаться с ветряной мельницей», если от меня это не зависит?» И тогда важно посмотреть, что находится в зоне контроля клиента в этой 1 и что он может сделать наилучшим образом, например, организовать безопасное пространство.

5 шаг. Определение зоны «чужой» ответственности («Что от тебя не зависит?»)

Когда человек борется с ветряными мельницами - с тем, что от него не зависит/ не находится в зоне контроля, он находится в ситуации опасности. Его уровень тревоги возрастает, самооценка и уверенность в себе снижаются, ведь достичь успехов в этой борьбе ему не удается, происходит истощение жизненных сил и ресурсов личности. Для того чтобы чувствовать себя увереннее, стабильнее и даже повысить свою самооценку в условиях минимальной зоны контроля, важно найти то, что человек может сделать и выполнить это наилучшим образом. Это позволяет почувствовать успех и ощутить вкус победы, пусть в этой небольшой сфере: «Я это сделал!». Один из фундаментальных аспектов в работе с самооценкой и ее коррекцией состоит в понимании клиентом того, в чем он может достигать успеха. Низкая самооценка связана с постоянными попытками человека достичь успеха в той сфере, в которой есть неуспех. И это патологическая ситуация. Человек настолько зациклен на неудаче в той сфере/области, где у него не получается, что отсекает у себя возможность добиваться какого-либо результата. В итоге принимает свою низкую самооценку, как норму.

6 шаг. Проектирование действий («Что готов делать, когда ты знаешь что от тебя зависит/ не зависит?»)

В работе со страхом будущего психологу важно находиться в принятии. Проявления страха могут блокировать многие вещи в жизни клиента, в частности, отсутствие видения будущего. И здесь также можно рекомендовать клиенту прочесть книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: