III. Традиционное и новаторское в «Казанской истории»

Историческая повесть «Казанская история» была написана в середине 60-х гг 16 в Она принадлежит к лучшим образцам древнерусской художественной прозы и занимает особое место в становлении новых форм исторического повествования. Автор пытается создать новый тип повествования с ярко выраженным идейным замыслом, темой и ярко выраженной позицией автора. Автор говорит о новаторстве повести: «красных убо новыя повести сия достоит нам радостно послушати».

Изменяется и изображение эпизодических героев: отсутствовало разграничение положительных и отрицательных по национальному и религиозному признакам. Предателем может быть и свой, и чужой-и оба будут наказаны. Необычно нарисованы и образы войск: автор нередко подчёркивает решимость врагов, вызывая уважение к ним.

Авторское отношение тоже является новаторским-он высказывает своё мнение гораздо активнее, что показано во вступлении и заключении, отступлениях, который чаще всего носят итоговый характер. Новаторство проявляется и в стилистике: широко использование тропов, метафор, воинские формулы теряют своё значение (распространяет их другими словами, что их разрушает).

Значитеное место занимают жанры, традиционные для воинской повести: плачи (пдцни казанской царицы Сумбеки), похвалы, молитвы. Плач Сумбеки, обращённый к Казани, играет символическую роль, предсказывая его гибель.

«История» широко использовала традиции жития, воинской повести, хождения, поучения, символические и лирические жанрообразования.

Традиционно фольклорные истоки образа чаши связаны с картинами битвы. В этой же ситуации он применяется в «Казанской истории», так как произведение включает в себя описание бесконечных боев между русскими и казанцами, черемисой. Образ входит в речь князя перед битвой, показывает, как русские рвутся в бой, используется при изображении страданий казанцев из-за неудач в боях.

Связь с Библией проявляется и в речи Грозного, ведь он предлагает «пострадати кровию за Христа», так что его чаша – чаша мученичества.

Можно обратить внимание на традиционный мрачный смысл образа, его на протяжении всего произведения окружают такие слова, как: «смерть», «печаль», «скорбь» и пр.

Устойчивость образу придаёт и традиционное окружение:

– эпитеты «мэдвеная», «смертная»;

– глагол «испить», который используется лишь дважды;

– «гости немилыя» — принадлежность символики пира-битвы.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: