Погрешности изготовления и сборки зубчатых передач вызывают динамические нагрузки, шум, вибрации, нагрев, концентрацию напряжений на отдельных участках зубьев, а также несогласованность углов поворота ведущего и ведомого колес. Для достижения качественной работы передачи отклонения параметров зубчатого колеса ограничены системой допусков.
По точности изготовления все зубчатые колеса и передачи разделены на двенадцать степеней точности (в порядке убывания точности). Степень точности - заданный уровень допустимого несоответствия значений их действительных параметров расчетным (номинальным) значениям. Допуски установлены для степеней точности от третьей до двенадцатой.
В зависимости от эксплуатационных условий и требований к работе зубчатых колес все показатели точности передач и колес сгруппированы в три нормы точности, характеризующих кинематическую точность, плавность работы, контакт зубьев колес в передаче.
Кинематическая точность, т.е. точное совпадение между углами поворота ведущего и ведомого колес, является важным требованием к зубчатым парам измерительных приборов, кинематических цепей станков.
Плавность работы, т.е. колебания передаточных отношений в каждый момент зацепления, необходимо обеспечить для скоростных передач.
Для тихоходных передач, передающих большие крутящие моменты, наиболее важным является обеспечение полноты контакта зубьев.
Независимо от точности изготовления передач и колес дополнительно назначают требования к боковому зазору между нерабочими профилями зубьев в собранной передаче, объединенных в норму бокового зазора. Боковой зазор обеспечивает небольшой люфт (поворот) зубчатого колеса в передаче в заторможенном или неподвижном втором колесе и необходим для размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций, погрешностей изготовления и смазки.
Для контроля зубчатых колёс по каждой норме установлены комплексные и поэлементные показатели. Так комплексными показателями кинематической точности является
– наибольшая кинематическая погрешность; комплексным показателем контакта зубьев – суммарное пятно контакта.
Контроль зубчатых колёс делят на приемочный (окончательный) и технологический. Технологический контроль предназначен для отладки технологического оборудования.
Точность зубчатых колёс при приемочном контроле проверяют различными средствами и методами в зависимости принятых показателей точности. Установленные стандартом [9] показатели точности разделили на несколько групп – комплексов и выбирают исходя из степеней точности колёс, возможности производственной лаборатории. Так для контроля кинематической точности установлено 9 комплексов контролируемых параметров.
Для оценки кинематической точности зубчатых колёс с 3 по 8 степени используются показатели: колебание длины общей нормали
и радиальное биение зубчатого венца
; с 9 по 12 степень точности - радиальное биение зубчатого венца. Радиальное биение зубчатого венца – наибольшая в пределах зубчатого колеса разность расстояний от его рабочей оси до
![]() |
делительной прямой элемента нормального исходного контура, условно наложенного на профиль зубьев колеса (рис.11.1.).
Рис. 11.1. Радиальное биение зубчатого венца
Колебание длины общей нормали
- разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же зубчатом колесе. Действительная длина общей нормали
- это расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям зубьев зубчатого колеса.







