Влияние турнирного положения команды на посещаемость домашних матчей

Для того, чтобы понять поведение российского болельщика необходимо изучить вопрос влияния результатов команды. Конечно, многие фанаты российского футбола приходят на стадион, даже несмотря на серию поражений своей команды, в ином случае посещаемость аутсайдеров РПЛ была бы нулевой. Но как показывает практика накал страстей и участие команды в чемпионской гонке, оказывает положительную динамику на посещение домашних матчей. Для изучения данного фактора была изучена статистика посещений домашних матчей футбольного клуба «Спартак-Москва» в его чемпионский сезон 2016/17, а затем был произведен сравнительный анализ с менее успешным сезоном 2017/18.

По данным статистики, предоставленной официальным сайтом Российской Премьер-Лиги в чемпионский сезон ФК «Спартак-Москва» был лидером по общей посещаемости в чемпионате. Также стоит заметить, что суммарно матчей с участием данной команды посетило 726276 болельщиков или 26,51% от общей посещаемости в том сезоне. Средняя посещаемость домашних матчей в тот сезон составляла 32 761 человек или 72,22% от общей вместимости стадиона [10].

Теперь рассмотрим сезон, который не принес команде титула. В сезоне 2017/2018 команда лишь заняла 3 место в чемпионате. Первое, что можно заметить — потеря первой строчки в рейтинге посещаемости. Но ключевым показателем пострадавшем в результате неудачного выступления команды во внутреннем чемпионате является средняя посещаемость домашних матчей. В сезоне 2017/18 средняя посещаемость домашнего матча составляла 30189 болельщиков, что на 7,85% меньше, чем в предыдущем сезоне [10]. Следовательно, можно сделать вывод, что результаты команды напрямую влияют на посещаемость матчей. Из-за снижения средней посещаемости клуб потерял потенциальные доходы от продажи билетов и от доходов в день матча. Неоправданные ожидания футбольных болельщиков могут дорого обойтись бюджетам футбольных клубов.

 

График проведения матчей как фактор, влияющий на посещаемость спортивных арен

Для того, чтобы охватить как можно большую телеаудиторию при показе футбольных матчей национального первенства, календарь и время проведения матчей составляется таким образом, чтобы два матча не проходили в одно и тоже время. Из-за данной особенности при формировании графика некоторые матчи чемпионата приходится проводить в рабочие дни и в плохие погодные условия, что влечет за собой снижение показателей заполняемости стадиона.

Рассмотрим два домашних матча ПФК ЦСКА против ФК «Динамо», для детального рассмотрения влияния дня недели на посещаемость. Два матча проводились на стадионе «ВЭБ Арена» при идентичных погодных условиях. Посещаемость матча, который проводился в понедельник 9 апреля 2018 года, составила по данным авторитетного аналитика «FootyStats» 19 054 болельщиков или 62,56 % от общей вместимости спортивного объекта [11]. Спустя год в воскресенье 5 мая 2019 года число болельщиков, которые посетили то же противостояние, уже было значительно больше и составило 24 482 человек [11]. Можно сделать вывод, что день недели, во время которого проводится футбольный матч, оказывает огромное влияние на его посещаемость. Матч, который проводился в воскресенье, собрал на 28,49% больше человек, чем аналогичный матч, который был проведен в рабочий день.

Теперь произведем сравнительный анализ влияния погодных условий на посещаемость футбольных матчей. Зачастую в российском первенстве происходит ситуация, при которой в городах, для которых характерен неблагоприятных климат в зимнее время года, проводятся футбольные противостояния. Для сравнения рассмотрим два аналогичных матча, которые проводились в разное время года. Проанализируем противостояние ПФК ЦСКА - ПФК «Арсенал-Тула». Матч, который проводился летом, а именно 18 августа 2018 года, посетило 15 948 человек [11]. Теперь рассмотрим на количество болельщиков, которые не испугались московской погоды зимой. Футбольное событие на «ВЭБ Арене» между аналогичными соперниками собрало всего 8112 человек, что почти в два раза меньше, чем полтора года назад [11].

Таким образом, при формировании календаря проведения футбольных матчей, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на интересах болельщиков. Следует минимизировать проведение матчей в рабочие дни, а также постараться исключить проведение матчей в декабре в городах с неблагоприятным климатом в данное время года. Все это, как уже было сказано выше, неблагоприятно отражается на посещаемость, и, следовательно, на доходах профессиональных футбольных клубов.

Инфраструктура арены

 

На выбор болельщика оказывает большое влияние развитость инфраструктуры арены. Она обозначает наличие или отсутствие определенных удобств во время пребывания на стадионе и непосредственно во время просмотра футбольных матчей: беспроводная сеть Wi-Fi, выдвижная крыша, подогрев, системы звукоусиления, оптимально работающая билетно-пропускная система, достаточное количество выходов, обеспечение питания на стадионах и наличие парковки и остановок общественного транспорта в непосредственной близости к стадиону.

Задача администрации арены обеспечить максимальный комфорт зрителей, создать оптимальные условия для всех сегментов болельщиков, что окажет решающее влияние на успех стадиона посредством достижения более высокой посещаемости матчей.

Одним из ключевых факторов является питание. Оно во многом определяет опыт посещения спортивной арены как в дни матчей, так и в обычные дни. Главное: дело даже не в продуктах, а в том, как болельщики воспринимают эту услугу в комплексе. Поэтому, чтобы оставить у зрителя хорошее впечатление об арене, необходимо успешно организовать сектор питания и напитков. Несмотря на то, что это направление не приносит много выручки, оно оказывает влияние на повторный выбор посещения матча [12].

Другим важным фактором в инфраструктуре является наличие высокоскоростного беспроводного интернета. В наше время для человек важно все время иметь доступ в сеть. На любом спортивно-развлекательном мероприятии это необходимо. Болельщику хочется поделиться своими эмоциями с другими, используя соцсети.

В 2018 году была окончена реконструкция «Екатеринбург-Арены», в ходе которой спортивно-развлекательный комплекс довели до соответствия современным международным стандартам; были введены: новая билетно-пропускная система, системы физической безопасности, телекоммуникаций, телетрансляции, мультимедиа, звукоусиления, сеть Wi-Fi и другие.

Обновление не могло не коснуться показателя посещаемости арены. Опираясь на данные исследования PWC (ссылочка), ввод реконструированного, согласно новым требованиям ФИФА, стадиона «Екатеринбург-Арена» (бывш. Центральный) в эксплуатацию позволили ФК «Урал» увеличить посещаемость домашних матчей почти в полтора раза — с 13 тысяч (средняя посещаемость в сезоне 2013/14) до 18 тысяч (средняя посещаемость в сезоне 2018/19) [13]. Таким образом, заполняемость достигла 53% с выносными трибунами, установленными на время ЧМ, без них заполняемость достигла бы 78% (второй показатель после «Краснодара») [6].

Создание комфортных условий для зрителей, поддержание их интереса в период матча во многом определяет посещаемость спортивной арены, что служит показателем ее успешности.

 




double arrow
Сейчас читают про: