Народная роспись Русского Севера.
Росписи региона Северной Двины.
Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвинской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобразном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в дошедших до нас памятниках русской национальной культуры.
Разнообразие и характер росписи, особенностьих живописных и графических приемов позволяют выделить самостоятельные школы народного мастерства, локальность которых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русского народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.
|
|
Пермогорская роспись. Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области. Характер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орнаментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие по форме растение крин. Обычные предметы быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются дополнительными. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур.
Особенностью пермогорской росписи является включение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт наносится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышностью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.
Борецкая роспись. Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, самый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.
|
|
В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи мастера перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.
Наиболее распространенной была композиция с изображением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохранилась на прялках до XX в.
Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного орнамента борецкой росписи объединены друг с другом в общем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетеревов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению
Пучужская роспись. Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.
Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки делится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сцена катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются отличия, свои особенности, которых мастера строго придерживаются.
Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа переходит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.
Ракульская роспись. Ракульская роспись имеет глубокие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаментальная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на желтом фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рисуется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геометрических и растительных мотивов.
Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Колорит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный являются сопутствующими, акценты намечаются синей краской. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.
Мезенская (палащельская) роспись по дереву.
Тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся в низовьях реки Мезень.
Этот тип народной росписи называют «мезенская» или «палащельская». Фактически, оба названия правильны, первое происходит от названия местной речки Мезень, второе — от названия селения на берегах этой речки — Палащелье, жители которого и начали расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
А вот само село, его возникновение, датируется XVI веком. Возникло оно на месте старого, сгоревшего и название связывают с пожарищем. «Пал» — спалёное, сгоревшее место.
Особенности
Первой особенностью палащельской росписи является то, что занимались ею только в одном месте — селе Палащелье на Средней Мезени и только мужчины.
|
|
Второй особенностью можно назвать необычные изображения, немного похожие не наскальные росписи. Кони, лоси, утицы и курочки обрамлены своеобразным геометрическим орнаментом.
Традиционно в этой росписи используется только два цвета — карминово-красный и чёрный. Получали краски для росписи из природных, доступных в той местности материалов — глины и сажи. Для лучшего сохранения рисунка его покрывали олифой, благодаря чему фон приобретал золотистый цвет.
Черные элементы росписи выполняли глухариным пером, а красные кистью из беличьего ушного волоса. Сначала рисовали красные составляющие, потом чёрные. Роспись относится к графическим типам.
Важно отметить, что истиным цветом является именно красновато-пурпурный, скорее карминовый, а не красный. В наше время всё больше используют просто красную краску, отходя от традиций и забывая, что изначально природное происхождение красителя — глина.
Символика
В мезенской росписи очень много символизма, имеет значение каждый элемент. Основным изделием были прялки, изготавливая которые, мужчины старались через орнамент передать, своего рода, пожелания, о чём-то рассказать. Каждый мастер использовал свои устойчивые сочетания элементов.
В основе декора мезенской прялки находятся фризы,или ярусы, разделённые лентами — бёрдами. Ленты состоят из сочетания простых геометрических фигур: треугольники, квадраты, ромбы и т.д., заполненных устойчивыми элементами.
В Верхней части прялки, в окружении «курочек», обычно размещали «окно». Оно представлено в виде рядов прямоугольников под названием «решетка», заполненных элементами геометрического орнамента.
В средней и нижней части прялки, между лентами орнамента, размещали коней и оленей, а также бытовые сюжеты: охота, оленеводство, морские промыслы.
Задание:
1. Подготовить презентацию Power Point на тему «Росписи Русского Севера». В презентации необходимо дать краткое описание всем видам росписи описанным в конспекте. На каждый вид росписи не менее 4 слайдов с примерами изделий.
|
|
2. Выполнить зарисовку предмета с одним из видов росписи Русского Севера (по выбору). Бумага формат А4, карандаш, краски.
Примеры для зарисовки: (вы можете выбрать свой вариант)
Готовую работу присылаем на почту kirikova.08@mail.ru либо сообщением в ВКонтакте до 6.05.2020 г.