Творческий путь и достижения

ЖЕМЧУЖИНА БЕЛГОРОДЧИНЫ

Автор: Бебик М.

Научный руководитель: Рудякова С.А.

МБОУ «Хуторская ООШ»

 

 

2019

Оглавление

 

I. Введение………………………………………………… стр.3-4

 

II. Основная часть…………………………………………..

 

1. Биография Шарий И.В………………………………… стр.5-6

2. Творческий путь и достижения ………………………. стр.7-10

3. Анализ творчества …………………………………… стр.11-17   

 

III. Заключение……………………………………………….стр.18

 

IV. Источники информации … ………………………… … стр.19

 

  

Ι. Введение

Моя работа посвящается Ирине Шарий.

У каждого из нас есть на земле место, которое дорого. Родной край – это уголок, где ты родился, сделал свои первые шаги и познал мир. Моя малая родина – село Хуторцы Красногвардейского района Белгородской области, лучше которого нет на планете. Здесь все родное: манящая синева неба, широкие просторы полей с колосьями, цветущие вишнёвые сады, аромат золотистой липы.  Это место пропитано свежим воздухом и теплыми лучами солнца.

Особенно богат наш край талантливыми людьми. Среди них есть и те, которые воспевают его в своих стихах и прозе, в картинах. Таким одарённым человеком является Шарий Ирина Владимировна.
     Проблема  исследования заключается в том, что большинство моих сверстников не знакомы с работами наших земляков, которые обогатили родной край. В том числе неизвестно для них и творческое наследие Ирины Шарий. Я хочу исследовать, в чем особенность её творчества, внести свой вклад в решение актуального вопроса изучения культуры родного края.  

Цель своей работы я вижу в том, чтобы познакомить своих сверстников с талантливым художником и мастером художественного слова Ириной Шарий. Я хочу благодаря её творчеству сделать свой родной край добросердечным, отзывчивым, неравнодушным.

Объект исследования: краеведение.

Предмет исследования:творческое наследие поэта, писателя и художника Ирины Шарий.

Передо мной стояли следующие задачи:

o изучение биографии;

o исследование творческого пути и достижений;

o знакомство и анализ литературного наследия;

o знакомство и анализ художественных произведений;

o привлечение интереса к ее творчеству.   

Гипотеза. Ирина жила просто, честно и поэтично. В своих произведениях она воспевает главные идеалы жизни - добро, любовь и милосердие.

Методы исследования: исследование литературных произведений и картин, сравнение, анализ, беседа, интервью.

Параметры выборки: произведение выбирались по тематике содержания.

Приемы исследования:

§ составление краткого анализа творчества;

§ описание изучаемого вопроса.

Форма работы: индивидуальная.

Практическая значимость состоит в том, что полученный материал расширит представление о талантливом земляке и будет использоваться на тематических конференциях, конкурсах, викторинах, вечерах и других мероприятиях, будет размещён на именном информационном стенде, а также будет опубликован  всети Интернет для дальнейшего распространения.


Этапы работы над проектом:                

1. Организационный:

ü подборка материала;

ü разработка плана исследования.

2. Исследовательский:

ü знакомство с творчеством;

ü сбор информации о жизни и творчестве писателя, поэта и художника;

ü встреча с Шарий Надеждой Анатольевной, беседа, интервью.

3. Практический                     

ü написание научно-исследовательского проекта;

ü создание презентации;

ü выступление по теме исследования на муниципальном симпозиуме научно-исследовательских проектов «Мои исследования –родному краю»;

ü создание и оформление именного информационного стенда «Жемчужина Белгородчины» для Хуторского сельского Дома культуры.

 

 

ΙΙ. Основная часть.

Биография Шарий И.В.

         Шарий Ирина Владимировна родилась 19 мая 1997 года в селе Хуторцы Красногвардейского района Белгородской области.

С самого раннего детства у Иры проявлялись творческие способности. Она очень любила рисовать, петь, танцевать, сочинять сказки. Иногда разрисовывала всю тетрадь, а потом просила писать с её слов пояснения к рисункам, так рождалась иллюстрированная сказка. А когда научилась сама писать, всю работу выполняла самостоятельно.

1 сентября 2004 года Ирина пошла в первый класс МБОУ  «Хуторская основная общеобразовательная школа». Первым её учителем была Бондарева Раиса Ивановна. А в четвёртом классе Иру учила Корбут Лидия Николаевна. Много счастливых моментов было в начальных классах и, конечно, первые учителя запомнились навсегда.

В средних и старших классах был тоже не один классный руководитель. Сначала Коцарева Светлана Васильевна, потом Коцарева Людмила Владимировна, затем Корбут Юрий Ильич, а в восьмом и девятом классе Рудякова Светлана Александровна.

Школьные годы – счастливая пора. Ирина училась на «хорошо» и «отлично». С первого по седьмой класс она была хорошисткой. А в восьмом и девятом классе отличницей. Активно участвовала в школьной жизни: рассказывала стихи, пела, танцевала, была ведущей школьных праздников, избиралась президентом пришкольного лагеря.

Ирину увлекали дополнительные занятия в школе. Она любила рисовать на бумаге и холсте, а также в технике батик; заниматься на кружке ДПИ. Стихотворения и прозу она стала сочинять с 10 лет. С 13 лет стала участвовать в литературных и художественных конкурсах различного уровня, где неоднократно побеждала.

В 2013 году Ирина окончила Хуторскую школу и поступила в Алексеевский колледж на учителя изобразительного искусства и черчения. Во время учёбы в колледже жизнь была интересной и насыщенной яркими красками. Были новые друзья, новые впечатления, которые наложили отпечаток на её творчество. Всё это время она пишет прозу, стихи и картины, ведёт личный дневник, в котором размышляет о жизни, судьбе. К 24 июня 2014 года её приглашают в Москву на мастер-класс. 19 июня 2014 года Иры не стало… Строки из её стихотворения:

«…Я хочу эту жизнь прожить,

Чтобы не о чем было жалеть.

 Как и все и страдать и любить,

 И в конце не хотеть умереть!»

 

 

Творческий путь и достижения

Ирина Шарий – поэт, писатель,  художник, современник 21 века. Творческие способности появились в раннем детском возрасте. Она всегда была выдумщицей и фантазёркой. Почти с пелёнок начала рисовать. Её мама – Надежда Анатольевна, учитель рисования. Она с детства учила рисовать дочку, и поступив в школу, Иринка умела рисовать гораздо лучше своих сверстников. С годами её мастерство совершенствовалось. Стол девочки был завален карандашами, рисунками, тетрадками. Примерно в 4 года стала сочинять иллюстрированные сказки. Сама сочиняла и рисовала, а маму просила записывать.

«Всё хорошо!» - скажи мне, мама.

Я буду верить тебе упрямо.

И буду знать этот мир наперёд,

И буду верить, что счастье придёт»

Всё время мама помогала ей овладевать различными техниками живописи. К окончанию 9 класса она использует акварель, тушь, гуашь, батик, пастель, масло. Больше всего Ирина любила рисовать портреты. Она рисует родственников, друзей, учителей, актёров, придумывает свои образы. В портретах она показывает красоту человека не только внешнюю, но и внутреннюю. Её картины выразительные и запоминающиеся.  

Талант художника помогает Ирине писать стихи. Стихи она стала сочинять примерно в 10 лет, они были смешные и не совсем складные. Позже рифма стала лучше, в стихах появилось больше смысла. Она делилась своими творческими успехами с друзьями, учителями и радовалась их добрым отзывам.

Как же рождались у Иры стихи? Строки из дневника Ирины:

«Тишина и время. Ценить их начинаешь, только когда взрослеешь. Понимаешь то, чего раньше не понимала. Только в тишине приходят настоящие мысли, полные смысла и истины. А посмотрев вдаль или думая о том, кто тебе нравится, приходит вдохновение. Так рождаются стихи, идущие из глубины души. Лёгкие строки ложатся на бумагу».

Исследовав её произведения, я была удивлена. Как можно в таком юном возрасте задумываться об очень серьёзных вещах? Как можно так чутко воспринимать окружающий мир, остро чувствовать переживания других людей? Для Ирины не было в мире безразличных вещей и событий, она видела мир по-особенному.  Она была отзывчивым человеком, всегда старалась защитить слабых, удивлялась, когда люди намеренно обижали друг друга. Ей хотелось, чтобы мир был лучше, справедливей, добрее, чтобы люди понимали, ценили друг друга. Это желание проходит тонкой нитью через всё её творчество. Её стихи – это размышление о жизни и смерти, о вечности, о вере, истине  и добре, о красоте нашего мира,  о смысле бытия, о родине, о любви, мечтах о будущем, об искусстве жить, о любви к ближним.

Ирина также сочиняла прозу. Я познакомилась с её рассказом «Быть рядом» и романом «Интриганка». Эти произведения о  главных ценностях жизни, в них включены стихи о любви и смысле жизни.

      Ирина часто участвовала во всевозможных конкурсах: школьных, районных, региональных, всероссийских. В 14 лет стала лауреатом второй степени Всероссийского литературно- творческого конкурса «Восхождение к образу» в номинации «Божество и вдохновение» за сказку «Отчего поёт соловей». Также стала лауреатом первой степени Всероссийского творческого конкурса «Восхождение к образу» в номинации «Линия образа» за рисунок. У неё было очень много наград разных уровней.

В память об Ирине Шарий в 2015 году на средства родных издана книга «Запоминай, запоминай…».

 В 2016 году по распоряжению главы администрации Красногвардейского района Олега Петровича Шаполова был издан дополнительный тираж книги для всех библиотек нашего района.

В 2017 году сборник Ирины Шарий появился во всех школах района благодаря начальнику отдела образования Красногвардейского района Натальи Владимировне Тарановой и предпринимателям города Бирюч Виктору Емельяновичу Миляеву и Павлу Ивановичу Брежневу.

Первая презентация книги Ирины состоялась в районной газете «Знамя труда» 20 июня 2015 года в статье Николая  Ивановича Цыкаленко «Мечтательница». А 24 ноября 2016 года была проведена презентация сборника Иры с чтением её стихов учащимися средней школы города Бирюч и Хуторской школы в читальном зале районной библиотеки.

В газете «Знамя труда» неоднократно печатаются стихотворения Ирины. На данный момент уже опубликовано более сорока её стихотворений. Также печатаются статьи о ней. В 2014 году статья Натальи Петровны Лобачевой «Она так любила жизнь…» В 2016 году статья Веры Анисимовны Андрияновой «Запоминай, запоминай…». В 2017 году статья Натальи Петровны Лобачевой «Памяти бывшей ученицы».

24 мая 2016 года в газете «Житьё-бытьё» была опубликована сказка в стихах «Отчего поёт соловей». А в 2016 году эта сказка была опубликована в газете «Знамя труда» ко Дню защиты детей.

В 2017 году глава администрации района Олег Петрович  Шаполов отметил её талант как поэтессы, вручив премию имени М. А. Дикарева.

В МБОУ «Хуторская ООШ» с 2017 года проходит конкурс детского творчества имени Ирины Шарий.

В детской экологической газете «Зелёный остров» были опубликованы стихотворения и проза Ирины Шарий. Ко Дню рождения Иры в 2018 году сделан специальный выпуск газеты № 12, посвященный её памяти.

В 2018 году вышел сборник статей «Это Родина моя», где ученица школы г. Бирюч Землянская Вера Владимировна написала статью о ней  и её творчестве.

Осенью 2018 года в библиотеке школы г. Бирюч прошла презентация книги Ирины Шарий «Запоминай, запоминай…»

В 2018 году вышел сборник стихотворений поэтов Красногвардейского района «Поэзия – движение души», в котором есть произведения Иры.

 

Ко Дню рождения Иры в 2019 году выпущено первое издание сказки «Отчего поёт соловей». Иллюстрации к сказке выполнили ученики МБОУ «Хуторская ООШ». Книга была издана на средства мамы Шарий Надежды Анатольевны и адресована детям младшего возраста.

Стихотворение-сказка «Отчего поёт соловей» пользуется большим интересом у детей. Она не раз инсценировалась в МБОУ «Хуторская ООШ».  

В настоящее время благодаря заместителю начальника департамента внутренней и кадровой политики области – начальнику управления культуры Белгородской области Курганскому Константину Сергеевичу ведётся работа по дополнительному изданию сборника Ирины Шарий «Запоминай, запоминай…» для библиотек всех районов Белгородской области.

 

Анализ творчества

Читая ёё стихи невозможно остаться равнодушным. Прочитав сборник «Запоминай, запоминай…», я задумалась о том, какое стихотворение мне понравилось больше, но я не смогла ответить. Потому что это невозможно! В каждом стихотворение вложена душа! Темы разнообразные, стихи не похожи друг на друга. В произведениях плетутся тонкие заманчивые кружева веры, надежды, любви. Так может творить только человек с добрым и чистым сердцем, способным на настоящую любовь. Её творчество обращено к современникам, их сердцам и душам, к их разуму.

Впечатление и чувства сплетаются и ложатся на бумагу стихи о родине, о маме, о природе, о творчестве, о любви, смысле жизни и вечности. В её стихотворениях есть тема добра и зла. Желание, чтобы люди понимали, ценили друг друга тонкой нитью проходит через всё её творчество.

Почему так всегда получается?

Почему этот мир такой?

Когда что-то с кем- то случается,

Мы пройдём и махнём рукой.

 

Почему мы такие жестокие?

Подскажите, что с нами стало?!

Почему в наши души широкие

Безразличие камнем упало?

 

Мы не ценим в других понимание

Мы стремимся к холодным и злым.

И тогда говорит нам сознание,

Что нам надо быть точно таким.

 

Потом мы становимся властными

И так продолжаем жить,

Не замечая прекрасного,

Которое надо ценить!

Литературные произведения Ирины современные,  понятны мне и моим сверстникам. У неё есть много замечательных стихотворений о любви и счастье.

«Иногда мне кажется, что смысл жизни в любви. Каким бы ни был человек, он либо в прошлом, либо в настоящем кого-то любил, или любит, или же будет любить в будущем. Но есть особенная любовь, любовь двух сердец. Её надо искать, в неё нужно верить, на неё нужно надеяться» (Из дневника Ирины)

В сумрачной тьме загорается свет,

И чувствуешь радость, которой не ждала.

Это любовь, словно яркий рассвет,

Это любовь, о которой мечтала!

 

Это любовь, о какой говорят,

Это то счастье, что необходимо.

Это любовь! Это нежный яд.

Это то чувство, что непобедимо!

 

Ирина по-особенному видела природу, связывала её с душевным состоянием человека,  описывала утро, дождь, времена года и многое другое.

«А дождик ещё плачет. Слышны лишь тихие капельки, падающие на ещё видную травку… А в душе мне кажется, порою он намного слышнее и громче. Барабанит плачущая душа и кричит, и зовёт на помощь утопающее в этих слезах сердце. А мысли тоже утекают вслед за его криками. Чистый четверг. Весь день капает дождь. Кажется, будто этот дождь сквозь крышу, стены и окна попадает тебе в самую душу. И поэтому чувствуешь эту тоску, печаль и грусть….»

Дождь

А дождь идёт, и капли вниз стекают,

Погода плачет, и трава росы полна.

И от мороза сразу замерзает

Она тогда, когда взойдёт во тьме луна.

 

Ну, почему листвы неслышное дыханье

С каждым порывом ветра всё слабей?

И жизни светло зелёное мерцанье

Желтей, красней, унылей и бледней?

 

А по дорогам лужицы и слякоть,

И отчего-то грустно на душе.

Но всё равно, поверь, не стоит плакать!

Ведь завтра будет всё не так уже!

 

С большой любовью она относится к родному краю, Родине, России

Там, где алмазам подобна роса,

И даже у самых крошечных птиц

Особые, разные есть голоса,

И солнышко ловит движенье ресниц.

 

И даже слова здесь не просто слова.

И ветра порывы опять и опять

Ощутит по ногами эта трава,

А небо над ней не устанет сиять.

 

Там, где цветок каждый полон чудес.

Там, где как птица, хочешь летать.

Это Россия! Поле и лес!

И красок не хватит её написать!

 

Есть у неё и шуточные стихи. Вот одно из них, написанное во время учёбы в Алексеевском педагогическом колледже.

Хочу, чтобы было три пары у нас

И каждая пара, длилась лишь час,

И чтобы перерывы по десять минут

И чтобы на паре могли мы уснуть.

 

Чтобы мы лето всё отдыхали,

Чтобы домашней не задавали,

Чтобы стипендия тыщу пятьсот,

Чтобы на море везли каждый год.

 

Я очень мечтаю о радужном чуде,

Что будем жить, как нормальные люди!

 

Особое место в её творчестве занимают события Великой Отечественной войны. Она призывала хранить мир, гордилась и восхищалась храбростью и смелостью солдат. 

Глаза ветерана

Что в глазах ветерана?

Там вся жизнь его есть:

И глубокая рана,

И великая честь.

 

Там осколки от взрыва,

Там отвага и страх,

Страшный бой у обрыва,

Чья-то смерть на руках.

 

И огонь тот остался,

Все те боли и беды,

Тот, кто рядом сражался,

Вера, радость победы.

 

Всё, что было забыто,

Эта горечь в слезах.

Всё, что в сердце сокрыто,

Всё осталось в глазах!

 

Цикл своих стихотворений она посвятила размышлениям о мире, жизни и судьбе.

«….Я думаю, человек не может просто исчезнуть. Это неправильно, это страшно, непонятно, ужасно. Он всё равно будет жить, ведь в основе его жизни есть что-то оттуда, что вечное и непостижимое» (Из дневника Ирины)

Запоминай эти моменты!

Запоминай эти слова!

Мы не на плёнке киноленты,

Мы не вернёмся никогда!

 

Запоминай родные лица!

Запоминай, в душе храни!

Ведь в жизни может так случиться,

Что навсегда уйдут они.

 

Запоминай! Держись за это!

И когда будет тяжело,

Воспоминания, как лето,

Подарят счастье и тепло.

 

Запоминай меня, я тоже

Тебя запомню тихим днём.

Судьбу узнать никто не может.

А если завтра мы умрём?

 

А эта память, словно птица,

В сердца влетела и пускай

Они уже не будут биться,

Но будут помнить этот рай.

Не дай же памяти разбиться

Запоминай, запоминай...

 

Талантливый человек талантлив во всём. Эти слова можно сказать об Ирине Шарий. С детских лет она красиво рисовала,  и с каждым годом её все больше увлекала живопись. Все свои мысли и переживания она зарисовывала на бумаге.

Одна из запоминающихся работ – Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Бирюч. Ирина изображает его, используя мягкие пастельные краски, которые передают праздничное настроение                                     предстоящей Пасхи.

Она изображает родные просторы, рисует птиц, животных, архитектурные сооружения.

Но больше всего в её художественном творчестве портретов близких людей, друзей, учителей, актёров, придуманных образов. Она видела людей своим особенным взглядом,  чувствовала их своей ранимой душой, поэтому её портреты светлые и лучезарные.

 

 

 

 

 

Шарий Надежда Анатольевна (мама)      Шарий Зоя Михайловна (бабушка)

 

Анджелина Джоли                                  Миша Коллинз

 

Ирина занималась декоративно-прикладным искусством и в этом направлении добилась больших успехов. Одну из многих своих работ «Символы Красногвардейского района» она посвятила родному краю.

                                           

 

   Девушка–водопад                     Символы Красногвардейского района

 

Творчество Ирины Шарий оказало большое влияние на мои личные взгляды. Её произведения раскрывают многообразие окружающего мира родного края, помогают находить прекрасные стороны человеческой души, поэтому я считаю, что Ирина внесла большой вклад в развитие культуры родного края.

ΙΙΙ. Заключение

Данный научно-исследовательский проект стал для меня интересным и полезным. Я подтвердила выдвинутую гипотезу в ходе исследования. «Ирина жила просто, честно и поэтично. В своих произведениях она воспевает главные идеалы жизни - добро, любовь и милосердие». А также я узнала новые факты из её биографии, проанализировала наиболее типичные темы её творчества, приобрела навыки научно-исследовательской деятельности и опыт выступления перед аудиторией. 

Исследовав жизнь и творчество Ирины Шарий, я сделала вывод, что она была замечательным, светлым человеком, несла добро в мир. Я считаю её жемчужиной Белгородчины, потому что разносторонне талантливые люди с удивительной душой рождаются редко в мире. Ирина оставила родному краю своё уникальное творческое наследие.  Я надеюсь, что моё поколение  заинтересуются творчеством Ирины Шарий, задумается о главных ценностях жизни,  и возможно люди станут позитивнее, добрее, терпимее, а значит, жизнь вокруг станет светлее.

Перспективы дальнейшей работы над проектом:

1. Принять активное участие в создании новых иллюстраций к сказке «Отчего поёт соловей», тем самым способствовать выпуску последующих изданий произведения.

2. Изготовить именной информационный стенд с названием «Жемчужина Белгородчины» для Хуторского сельского Дома культуры и разместить на нём собранную информацию, полученную в ходе научно-исследовательского проекта. Примером для создания именного информационного стенда для меня будет являться стенд с названием  «Я жива, я где-то жива..», размещённый в читальном зале МБОУ «Хуторская ООШ».   

ΙV. Источники информации

1. Шарий И.. Запоминай, запоминай… Стихи и проза – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. – 364с. ИЛ. 28с.

2. Шарий И. Стихотворение-сказка юной поэтессы Белгородского края «Отчего поёт соловей». Первое издание, 2019г. – 17 с.

3. Детская экологическая газета «Зелёный остров» объединения «Экожурналистика» МБУ ДО «Станция юных натуралистов», Красногвардейского района, выпуск № 12, май 2018.

4. Воспоминания Шарий Н.А.

5. Семейный фотоальбом

6. Архив творческих работ Шарий И.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: