Содержание программы.
Программа включает следующие разделы:
- анализ проблем, решение которых необходимо программными средствами;
- постановка цели;
- конкретизация цели в системе задач и направлений деятельности;
- определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;
- обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
- регламентация системы управления программой;
- описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программы, выбор системы показателей для их измерения.
Порядок и пути разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа готовится Концепция культурного развития, базирующаяся на анализе социокультурной ситуации и выявлении важнейшихпроблем, во втором — анализ ситуации выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться:
- силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;
- научными коллективами;
- совместно (партисипативно).
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.
Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования.
Виды бюджетных программ культурного развития.
Бюджетные программы культурного развития по уровню принятия могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными).
Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня.
Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Региональные программы разрабатываются соответствующими региональными органами для конкретных субъектов РФ и финансируются из региональных бюджетов.
Территориальные программы разрабатываются в различных муниципальных образованиях (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом их специфики и финансируются из местных бюджетов.
Органы управления культурой разного уровня взаимодействуют между собой в области разработки и реализации программ.
Основные федеральные программы в сфере культуры.
(Смотрим на сайте Министерства культуры РФ!!!!)
Основные разделы
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.
11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.
Возможно участие организаций культуры в реализации других комплексных целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).
ФЦП, в которые могут «вписываться» субъекты культурной деятельности:
- «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—…… годы»;
(Смотрим на сайтах на дату обращения!!!!)
Одним из инструментов бюджетного планирования в сфере культуры является Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). В рамках ФАИП финансируется строительство, реконструкция или техническое перевооружение объектов культуры, входящих как в отдельные программы, так и в непрограммную часть федерального бюджета. Аналогичные программы должны приниматься и на региональном и местном уровнях.