Заполните в форме № 3 те графы, материалы для которых вы уже усвоили.
Форма № 3
Систематическое положение | Размер | Происхождение (растительное или животное) | Особенности строения бактерий |
1 2 3 4 5 6 |
5. Возьмите готовые препараты и изучите их под микроскопом при помощи иммерсионной системы. Заполните форму.
Морфология бактерий | Закономерности деления | Расположение после деления | Особенности формы | Отдельные представители |
Зарисуйте в тетрадь отдельных представителей группы кокков.
Заполните таблицу
Названия бактерий | Форма | Окраска по Граму | |||
шаровидная | палочковидная | извитая | Положительная | Отрицательная | |
Стрептококк | + | - | + | - | + |
Стафилококк | + | - | - | - | + |
Пневмококк | - | + | - | - | + |
Гонококк | + | - | + | + | - |
Менингококк | + | - | + | + | - |
Кишечная палочка | + | - | - | + | - |
Палочка дифтерии | - | + | - | - | + |
Возбудитель дизентерии | |||||
Холерный вибрион | - | + | + | + | - |
Примечание: наличие признака обозначается знаком +.
|
|
Заполните таблицу
Названия бактерий | Капсульные | Названия бактерий | Образующие споры | Не образующие споры |
Пневмококк | - | Палочка брюшного тифа | + | + |
Гонококк | + | Палочка столбняка | - | - |
Менингококк | + | Палочка ботулизма | - | + |
Палочка чумы | + | Палочка чумы | + | + |
Палочка туляремии | - | Палочка дифтерии | + | - |
Стрептококк | + | Палочка сибирской язвы | - | - |
Стафилококк | + | Палочка туберкулеза | + | + |
Примечание: В соответствующей графе поставить знак +
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
По теме «Физиология микробов. Принципы культивирования бактерий»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид микробов | Формы | Строение | Размножение | Культивирование |
2. Допишите фразу:
Микробы состоят из ____________________________________________________
______________________________________________________________________
Микробы питаются: белками ………………………………………………………….
Оптимальная температура для большинства микробов _______________________
______________________________________________________________________
Факультативные анаэробы – это __________________________________________
______________________________________________________________________
Облигатные анаэробы – это ______________________________________________
______________________________________________________________________
Облигатные аэробы – это ________________________________________________
|
|
______________________________________________________________________
3. По способу питания микробы делятся на:
___________________ - усваивают углерод и азот из неорганических соединений.
___________________ (сапрофиты) – усваивают готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи).
___________________ (паразиты) – нуждаются в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы).
4. Вставьте пропущенные слова в данный текст:
Микробы широко распространены в природе: в воде, _______________, в воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.
Самой благоприятной средой для развития микробов является ___________.
Губительно действует на микробы ___________________________________
______________________________________________________________________.
5. Укажите химический состав бактерий:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу
Названия сред | Простая | Сложная | ||
специальная | элективная | дифференциально-диагностическая | ||
Сахарный бульон | ||||
Щелочная пептонная вода | ||||
Кровяной агар | ||||
Сывороточный агар | ||||
Среда Эндо | ||||
Среда Левина | ||||
Бактоагар Плоскирева |
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ
Выполняемая работа | 1 день | 2 день | 3 день |
Мазок из смеси бактерий (исследуемый материал). Окраска по Грамму | |||
Посев на чашку петлей штрихами по секторам | |||
Термостат 37ºС на 24 часа | |||
Отбор изолированных колоний на чашке | |||
Микроскопия мазка из половины изолированной колонии, окрашенного по Граму | |||
Посев половины изолированной колонии на косой агар | |||
Микроскопия мазка со скошенного агара. окраска по Граму | |||
Посев на косой агар для сохранения чистой культуры |
Примечание: последовательность действий обозначить цифрами в центре клетки.
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятия
По темам «Нормальная микрофлора организма человека, ее значение». «Дезинфекция и стерилизация»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Возбудители каких заболеваний могут находиться в: | |||
почве? | воде? | воздухе? | на теле человека? |
2. Письменно ответьте на вопросы:
Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их
количество? ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое дисбактериоз? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите правильный ответ:
Какой свет губительно действует на микробы?
а) дневной; б) вечерний; г) солнечный.
Какая максимальная температура ведет к гибели микробов?
а) +35ºС; б) +50ºС; в) +80ºС; г) +120ºС
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
По теме «Учение об инфекции»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое инфекция и как она может передаваться? ________________
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите категории паразитов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое инфекционная болезнь? ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Используя учебный материал, заполните таблицу:
Приведите примеры:
Зоонозные инфекции | Антропонозные инфекции | Антропозоонозные инфекции |
3. Перечислите свойства патогенных микроорганизмов
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
По теме «Формы, фазы развития инфекционного процесса.
Механизмы передачи инфекции»
1.Письменно ответьте на вопросы:
Признаки продромального периода развития инфекционного заболевания _______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое эпидемический процесс? ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем пандемия отличается от эпидемии? ____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Используя учебный материал, заполните таблицу:
Название инфекционных заболеваний | Возбудитель | Пути заражения | Меры предупреждения |
Дизентерия | |||
Брюшной тиф | |||
Холера | |||
Вирусный гепатит А | |||
Сальмонеллез | |||
Бруцеллез | |||
Туберкулез | |||
Сибирская язва | |||
Ботулизм | |||
Легионеллёз | |||
Хламидиоз | |||
Токсоплазмоз | |||
Листериоз | |||
Лептоспироз | |||
Хеликобактериоз |
|
|
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
по теме «Химиотерапия инфекционных заболеваний»
1.Допишите фразы:
Химиотерапия – специфическое лечение ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антибиотики – химиотерапевтические препараты ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По спектру действия антибиотики делятся_______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Заполните таблицу, используя учебный материал:
Ф.И.О. | Основные научные открытия |
1. П. Эрлих 2. А. Флеминг 3. З.В. Ермольева |
3.Укажите побочные влияния антибиотиков на организм человека:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
по теме «Иммунитет, его виды»
1.Допишите определение:
Под термином «иммунитет» понимают ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунология – наука, изучающая _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите:
Центральные органы иммунной системы___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Периферические органы иммунной системы________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажите виды иммунитета
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятия
по темам «Реакции иммунитета»
«Учёт результатов серологических реакций»
1. Допишите определение:
Антиген – это полимер органической природы, _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антитело – это _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите свойства антигенов
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Практическое применение реакции антиген – антитела
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите реакции иммунитета
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______