Технологическая карта занятия № 17

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 17

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02 История  

Тема занятия: Научно-техническая революция и культура

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: сформировать представления об основные направлениях развития западной науки и искусства второй половины XX - начале XXI века

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, работать с историческими источниками, критически мыслить, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к истории.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: география, политология

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная литература:

1. Сахаров А.Н. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учебник- М.: Просвещение, 2013. - 336 с.

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.     3.Формирование новых знаний. Что же останавливало страны от начала следующей Мировой войны? Можно ли сказать, что холодная война не завершилась в 1991году?     Послевоенный период развития человечества определяло беспрецедентное ускорение и углубление научно-технического прогресса, его проникновения в новые отрасли производства, преобразование науки в непосредственную производительную силу. Во второй половине ХХ в. человечество вступило в эпоху современной научно-технической революции (НТР). Практически во всех научных областях были предприняты многочисленные открытие. Особенно важным было то, что разрыв между научным открытием и его производственным использованием все более сокращался. О значении этого фактора свидетельствуют общие расходы на исследования и разработки, которые во всем мире составляли, например, в 1988 г. около 500 млрд дол. Из них львиная доля приходилась на индустриальные страны, в том числе на США - 140 млрд, Западную Европу и Канаду вместе - 90 млрд, Японию - 50 млрд долларов.   Образование в зарубежных странах; Научно-техническая революция (НТР)   Беседа   Объяснительно-иллюстративный     Лекция       Фронтальный     Фронтальный      Устный   65 мин.   10 мин.     5 мин.   50 мин.  
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.        2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся. 1. Какое значение науки в современных условиях? 2. Какие три научные изобретения второй половины ХХ ст., по вашему мнению, наиболее выдающимися? 3. Назовите основные тенденции развития образования второй половины ХХ века. 4. Объясните взаимосвязь между образованием и развитием науки. 5. Какие особенности характерны архитектуре в послевоенные годы и чем это обусловлено?   Доклад по теме   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка   Дискуссия   Фронтальный 20 мин.   10 мин.     5 мин.   5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:

Культура ХХ века - явление сложное, многомерное, неоднозначное. Происходит процесс становления единой глобальной культуры человечества. Причины этого явления кроются в формировании единой планетарной цивилизации, в основе которой лежит возрастающая интенсивность политических, экономических, коммуникационных, культурных связей.

В результате возникает общечеловеческая культура, усиливается взаимосвязь различных стран, народов. К важнейшим факторам становления единой общечеловеческой культуры можно отнести такие, как:

1) изменение форм, способов, образцов жизни человека, изменение образа жизни огромных масс людей;

2) фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, становления единых принципов общечеловеческой культуры, где в идеале нет места классовой и расовой ненависти, нет попрание прав человека и народов, нищеты и неграмотности, экономического и культурного колониализма.

Становление мировой культуры ХХ века сопровождалось ростом национальных культур. Именно наше время доказал ограниченность евроцентристским взгляда на культуру, когда техногенная европейская культура объявлялась господствующей, базисной относительно всех других - региональных и национальных. Современный опыт показал восточные страны вполне смогли приспособить ценности западной культуры в своих системах производства и образования.

Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур в современном мире растет. Каждая национальная культура специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.

Для современной эпохи характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимообогащение и взаимодействие национальных культур. Новым явлением в ХХ веке стала массовая культура. Ее возникновению и распространению способствовали процессы индустриализации и урбанизации, распространения всеобщей грамотности, появление новых видов и форм искусства, порожденных техническим прогрессом.

На мышление и поведение людей начали влиять уже не традиции, а средства массовой информации: пресса, радио, телевидение. В демократических странах массовая культура была коммерциализирована, но оставалась децентрализованной и разнообразной в политическом отношении.

В странах с тоталитарными режимами массовая культура стала использоваться для манипулирования и контроля над общественным сознанием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: