Наблюдающие и поднадзорные

Отдаленный от центра России, холодный северный Коми край издавна служил местом политической ссылки. Первые упоминания о ссыльных относятся к XVII веку. Направляя политических противников в отдаленные места, власти рассчитывали оторвать их от непосредственной антиправительственной и революционной работы. На территории современной Республики Коми отбывали ссылку декабристы, участники национальных восстаний, в том числе в Польше, члены народовольческих организаций. Практически у всех них в личном деле была традиционная запись - «по обвинению в государственном преступлении». «Политические» внесли значительный вклад в развитие интеллигенции Усть-Сысольского уезда, ведь они являлись носителями новых прогрессивных идей общественного и социального переустройства общества, выразителями передовых культурных идей. Внук одного из высланных польских повстанцев - Цембер Андрей Андреевич - стоял у истоков архивного и музейного дела в Коми крае.  

В конце XIX – начале XX вв. количество политссыльных с каждым годом возрастало. Среди ссыльных преобладали по своим политическим взглядам социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры (эсеры), бундовцы. Конечно, среди ссыльных были представлены и другие политические партии и объединения. До Первой русской революции количество ссыльных насчитывалось десятками. Начиная с 1907 г., после подавления всех революционных и крестьянских выступлений, их стало сотни. К весне 1907 г. только в Усть-Сысольске числилось 115 чел., находящихся под полицейским надзором. А следующий год стал пиковым для политической ссылки. В соответствии с рапортом Усть-Сысольского уездного исправника в г. Усть-Сысольске в 1908 году находилось 592 политссыльных. Учитывая количество населения города, которое составляло около 6 тыс. человек, можно прийти к выводу, что практически каждый десятый человек, проживающий в городе, являлся политссыльным.

Основными причинами ссылки, в соответствии с записями в личных делах политссыльных являлись: подстрекательство к забастовкам, аграрным и другим беспорядкам, принадлежность к различным нелегальным обществам, организациям и партиям, распространение прокламаций антиправительственного содержания, политическая неблагонадежность.

Все ссыльные находились под гласным надзором полиции, поэтому в документах они указаны как «поднадзорные». За ссыльными наблюдали и вели слежку специальные лица – наблюдающие, получающие определенное жалование за свою работу. Их деятельность и даже образовательный и культурный уровень были жестко регламентированы специальной инструкцией: «Наблюдающий должен быть безупречного поведения, хорошо грамотный и достаточно развит, вполне политически благонадежен и если понадобится, жертвовать своей жизнью, не задумываясь (выделено авт.)… Каждому наблюдающему поручается определенный район и известное количество поднадзорных, за действия которых они становятся ответчиками в смысле наблюдения». Наблюдающим также вменялось в обязанность слежка за всеми родственниками, товарищами и знакомыми поднадзорных. В целях выявления всех «нарушений закона» наблюдающие были обязаны посещать сады, театры, маскарады, библиотеки, собрания, публичные лекции и другие места, где бывает скопление народа, следить за типографиями, магазинами, газетчиками, «чтобы не печатались и не продавались неразрешенные объявления, афиши, прокламации».

Во втором разделе этой же инструкции перечислены права и обязанности поднадзорных: «поднадзорный обязан жить в определенном ему для того месте. …Отлучки поднадзорных могут быть разрешены только на известный срок и в точно определенную местность (город, село, посад и т.п.)… Лица поднадзорные не могут состоять на государственной или общественной службе…. Им также воспрещается всякая педагогическая деятельность… всякого рода публичная деятельность, содержание… библиотек, торговля книгами, содержание трактирных и питейных заведений».

Однако в повседневной жизни политссыльные занимались частным репетиторством, врачебной, фармацевтической, коммерческой и другими видами деятельности, но после получения официального разрешения министра внутренних дел или местной полицейской власти.

Размещались политссыльные, как правило, в уездных и волостных центрах, где полицейский контроль за ними было легче осуществлять. Некоторые политссыльные в период отбывания наказания «зарабатывали» отправку в более глухие места. Особо «неблагонадежных» политссыльных, которые не прекращали  своей революционной деятельности даже в ссылке, помещали на определенный период в Усть-Сысольскую тюрьму. Особенно часто этот вид наказания применялся после Первой русской революции 1905-1907 гг. Причем, в качестве своеобразной «профилактики», большинство ссыльных после прибытия в Усть-Сысольск сначала помещались на определенный срок в тюрьму. 

 

 

Билет политического арестанта Усть-Сысольской тюрьмы. 1907 г.

 

 

Социальная принадлежность ссыльных была весьма разнообразной. Среди них встречаются представители дворянства, духовенства, купечества, мещан, крестьян, государственных служащих, даже потомственных почетных граждан.

Содержались политссыльные, как правило, за счет государственной казны: получали денежное пособие для оплаты жилья и еды (так называемое «кормовое и квартирное довольствие»), обеспечивались одеждой и обувью. Но выходцы из обеспеченных слоев населения не получали этого пособия и жили за счет своих средств или средств родных.

Выплата денежного пособия политссыльным часто задерживалась. Так, усть-сысольский уездный исправник в своем рапорте вологодскому губернатору в 1907 году сообщает: «Положение несостоятельных ссыльных за невыдачею им своевременного пособия бывает крайне критическим, некоторые из них даже совершают кражи, объясняя свой поступок голодом, а некоторые ходят по городу и просят «ради Христа», заявляя при этом, что они высланы на голодную смерть… Ссыльные также заявляют, что вследствие того, что их не держат на квартирах и чтобы не умереть с голоду они вынуждены: заниматься экспроприацией, грабежами или бежать из места ссылки».  

Все это вызывало волнения как среди населения г. Усть-Сысольска, так и среди ссыльных. В связи с этим следует привести исключительный факт. Чтобы погасить недовольство, усть-сысольский уездный исправник был вынужден в 1907 г. занять у торговцев города 600 рублей, чтобы помочь «крайне нуждающимся ссыльным».  

Февральская революция 1917 года положила конец царской политической ссылке. Все ссыльные были освобождены. Большинство из них вернулись на родину, воплощать свои идеи на практике, другие остались в Коми крае и участвовали в формировании новых органов власти – сначала Временного правительства, а затем советских и большевистских.

Через Коми край прошли сотни, тысячи политических ссыльных. Дальнейшая судьба многих из них после ссылки осталась неизвестной. Но все же имеется возможность осветить, по документам Национального архива Республики Коми и другим источникам, имеющимся в нашем распоряжении, биографии некоторых наиболее известных политссыльных, часть жизни которых оказалась связана с нашим краем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: