Протокол анализа диалога

Тема: Определение эмоционального состояния по его внешним проявлениям

       Цель работы. Изучение внешних признаков проявления эмоций. Упражнение в определении качества и степени интенсивности эмоциональных состояний, возникающих в связи со спортивной деятельностью.

       Предсоревновательное и соревновательное эмоциональное состояние спортсмена не всегда бывает оптимальным, т.е. способствующим реализации в соревновании максимально возможного результата. Часто спортсмен не может справиться с собственным неблагоприятным состоянием. Тогда тренер или психолог должен помочь спортсмену оптимизировать его состояние. Для осуществления такой помощи в первую очередь надо уметь оценить качество и интенсивность переживаемых спортсменом эмоций.

       Задание 1. Изучение внешних признаков проявления эмоций на основе анализа фотографий.

       Материал. Набор фотографий перечень внешних признаков проявления эмоций, шкала оценки качества и интенсивности эмоций, протокол анализа фотографий.

       Внешние признаки проявления эмоций представлены были в предыдущей теме: «Самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний».

       При анализе фотографий следует в основном ориентироваться на изменение мимики и пантомимики.

       Шкала оценки качества и интенсивности переживания эмоций (чувств):

Н – обычное, ровное эмоциональное состояние,

+ 1 - положительная эмоция средней интенсивности,

+ 2 - положительная эмоция большой интенсивности,

- 1 - отрицательная эмоция средней интенсивности,

- 2 - отрицательная эмоция большой интенсивности.

 

Протокол анализа фотографий

 

№ п\п Какие чувства (эмоции) переживает Степень интенсивности   Внешние признаки проявления эмоций  
1        
2        
3        
. . . 10        

 

Методика выполнения. С ледует проанализировать одну за другой 10 фотографий, определить качество и степень интенсивности эмоций у людей, изображённых на них (если на фотографии изображено несколько человек, можно выбрать для анализа одного из них). При заполнении протокола нужно указать: положительное или отрицательное чувство (эмоцию) переживает человек, название этого чувства, степень его интенсивности и признаки, на основании которых сделаны выводы.

 

Пример

Название чувства (эмоции)   Степень интенсивности   Признаки внешнего проявления эмоций
  Неудовлетворённость, досада, переживание неудачи, поражения   - 2   Поза: расслабленность всех мышц тела, опущенная голова Поведение: прячет лицо, как бы стыдясь того выражения, которое на нём может быть, не хочет никого видеть, не хочет, чтобы его видели

 

Задание 2. Изучение внешних признаков проявления эмоций на основании анализа диалога.

Материал. Текст диалога, перечень внешних признаков проявления эмоций (см. задание 1), шкала оценки качества и интенсивности эмоций (та же, что в задании 1), протокол анализа диалога.

Диалог. …Вопреки правилам и этикету соревнований, даже не стащив с Шаброва перчаток и не вытерев ему лицо, к Ланину – главному судье соревнований подскочил Лосик, тренер Шаброва.

Ланин никогда не видел его таким, не знал, что этот тусклый Лосик может осмелиться на это.

- Его нельзя засудить, нельзя обмануть, да пойми те же или поверьте мне на слово – нельзя, нельзя, нельзя! Шаброва нельзя! Таких молодых нельзя обманывать – ни во имя чего! Шаброва в особенности! Я протестую!

Ланин встал.

- Отойдите прочь, Лосик! – Он побагровел.

- Можете его не брать в команду, пусть едет Антипин. Пусть! Но победил – Шабров!

- Вы слышите?

- Он не поймёт этого, не простит: ни вам ни мне.

- Я кому сказал!

- Но это же убьёт его!

- Отойдите от судейского стола!

- Я протестую, - сказал Лосик вдруг слабо и безнадёжно.

Ланин сел ни на кого не глядя…

Протокол анализа диалога

  Участник диалога   Какие чувства переживает   Степень интенсивности   Особенности речи, являющиеся внешними признаками проявления эмоций  
       

 

 

Методика выполнения. Прочесть диалог, определить степень интенсивности, качество и признаки проявления эмоций в особенностях речи у людей, участвующих в диалоге. Записать в протокол выводы.

Пример.

Лида окликнула её:

- Налаживается дело?

- А почему бы нет? – ответила Тамара.

- Молодец, - сказала Лида, - нелегко в первый-то раз, а гонишь шибко!

- А что ж такого? Подумаешь, огурцы полоть! Это ведь не алгебра и не английский.

- Конечно, - согласилась Лида, - только немножко терпения.

Вдруг она замолчала, и Тамара увидела, что Лида с удивлением вытаскивает из её грядки корень пырея.

- Ах, вот как ты работаешь? А ну-ка убирайся с поля домой!

Тамара вскочила, выпрямилась:

- Ну и уйду! Нужны мне ваши огурцы!

- Они тебе нужны будут, когда тебе их на стол подадут. Вредитель ты – вот кто!

- Как ты смеешь?!

- А вот и смею. Всю грядку испортила. Легко, что ли, теперь после тебя корни вырывать? Ступай, ступай отсюда. Убирайся!

Протокол анализа диалога

 

  Участник диалога   Какие чувства переживает   Степень интенсивности   Особенности речи, являющиеся внешними признаками проявления эмоций  
  Лида   Тамара   Сначала заинтересованность, доброжелательность, участие Потом досада, возмущение, гнев     Сначала удовлетворение от одобрения Лиды, самодовольство Потом обида, злость   Н   - 2   + 1     - 2   Спокойная, судя по форме и содержанию речь Аффективная интонация (?!), употребление резких, обидных выражений, повторений, отдельных слов («Убирайся!») Форма реплики, её содержание («Подумаешь, огурцы полоть!»).   Аффективные интонации (?!). Форма и содержание реплики («Нужны мне ваши огурцы!»)  

 

Завершение работы. Обсуждение заполненных протоколов. Оно проводится в следующей форме: кому-либо из студентов предлагается прочесть записанный им результат анализа первой фотографии и указать, какие конкретно внешние проявления эмоций он учитывал. Если в аудитории есть другие варианты, их зачитывают тоже. Преподаватель выделяет наиболее правильный и полный ответ и объясняет, почему другие варианты хуже. Потом переходят к обсуждению второй, третьей и т.д. фотографий и, наконец, диалога. В ходе обсуждения студенты могут внести поправки в свои протоколы.

 

Представить электронный вариант к 25 апреля преподавателю каф. теории и методики физического воспитания Умнову Владимиру Павловичу – uvpp@mail.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: