Тема: Определение эмоционального состояния по его внешним проявлениям
Цель работы. Изучение внешних признаков проявления эмоций. Упражнение в определении качества и степени интенсивности эмоциональных состояний, возникающих в связи со спортивной деятельностью.
Предсоревновательное и соревновательное эмоциональное состояние спортсмена не всегда бывает оптимальным, т.е. способствующим реализации в соревновании максимально возможного результата. Часто спортсмен не может справиться с собственным неблагоприятным состоянием. Тогда тренер или психолог должен помочь спортсмену оптимизировать его состояние. Для осуществления такой помощи в первую очередь надо уметь оценить качество и интенсивность переживаемых спортсменом эмоций.
Задание 1. Изучение внешних признаков проявления эмоций на основе анализа фотографий.
Материал. Набор фотографий перечень внешних признаков проявления эмоций, шкала оценки качества и интенсивности эмоций, протокол анализа фотографий.
|
|
Внешние признаки проявления эмоций представлены были в предыдущей теме: «Самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний».
При анализе фотографий следует в основном ориентироваться на изменение мимики и пантомимики.
Шкала оценки качества и интенсивности переживания эмоций (чувств):
Н – обычное, ровное эмоциональное состояние,
+ 1 - положительная эмоция средней интенсивности,
+ 2 - положительная эмоция большой интенсивности,
- 1 - отрицательная эмоция средней интенсивности,
- 2 - отрицательная эмоция большой интенсивности.
Протокол анализа фотографий
№ п\п | Какие чувства (эмоции) переживает | Степень интенсивности | Внешние признаки проявления эмоций |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
. . . 10 |
Методика выполнения. С ледует проанализировать одну за другой 10 фотографий, определить качество и степень интенсивности эмоций у людей, изображённых на них (если на фотографии изображено несколько человек, можно выбрать для анализа одного из них). При заполнении протокола нужно указать: положительное или отрицательное чувство (эмоцию) переживает человек, название этого чувства, степень его интенсивности и признаки, на основании которых сделаны выводы.
Пример
Название чувства (эмоции) | Степень интенсивности | Признаки внешнего проявления эмоций |
Неудовлетворённость, досада, переживание неудачи, поражения | - 2 | Поза: расслабленность всех мышц тела, опущенная голова Поведение: прячет лицо, как бы стыдясь того выражения, которое на нём может быть, не хочет никого видеть, не хочет, чтобы его видели |
|
|
Задание 2. Изучение внешних признаков проявления эмоций на основании анализа диалога.
Материал. Текст диалога, перечень внешних признаков проявления эмоций (см. задание 1), шкала оценки качества и интенсивности эмоций (та же, что в задании 1), протокол анализа диалога.
Диалог. …Вопреки правилам и этикету соревнований, даже не стащив с Шаброва перчаток и не вытерев ему лицо, к Ланину – главному судье соревнований подскочил Лосик, тренер Шаброва.
Ланин никогда не видел его таким, не знал, что этот тусклый Лосик может осмелиться на это.
- Его нельзя засудить, нельзя обмануть, да пойми те же или поверьте мне на слово – нельзя, нельзя, нельзя! Шаброва нельзя! Таких молодых нельзя обманывать – ни во имя чего! Шаброва в особенности! Я протестую!
Ланин встал.
- Отойдите прочь, Лосик! – Он побагровел.
- Можете его не брать в команду, пусть едет Антипин. Пусть! Но победил – Шабров!
- Вы слышите?
- Он не поймёт этого, не простит: ни вам ни мне.
- Я кому сказал!
- Но это же убьёт его!
- Отойдите от судейского стола!
- Я протестую, - сказал Лосик вдруг слабо и безнадёжно.
Ланин сел ни на кого не глядя…
Протокол анализа диалога
Участник диалога | Какие чувства переживает | Степень интенсивности | Особенности речи, являющиеся внешними признаками проявления эмоций |
Методика выполнения. Прочесть диалог, определить степень интенсивности, качество и признаки проявления эмоций в особенностях речи у людей, участвующих в диалоге. Записать в протокол выводы.
Пример.
Лида окликнула её:
- Налаживается дело?
- А почему бы нет? – ответила Тамара.
- Молодец, - сказала Лида, - нелегко в первый-то раз, а гонишь шибко!
- А что ж такого? Подумаешь, огурцы полоть! Это ведь не алгебра и не английский.
- Конечно, - согласилась Лида, - только немножко терпения.
Вдруг она замолчала, и Тамара увидела, что Лида с удивлением вытаскивает из её грядки корень пырея.
- Ах, вот как ты работаешь? А ну-ка убирайся с поля домой!
Тамара вскочила, выпрямилась:
- Ну и уйду! Нужны мне ваши огурцы!
- Они тебе нужны будут, когда тебе их на стол подадут. Вредитель ты – вот кто!
- Как ты смеешь?!
- А вот и смею. Всю грядку испортила. Легко, что ли, теперь после тебя корни вырывать? Ступай, ступай отсюда. Убирайся!
Протокол анализа диалога
Участник диалога | Какие чувства переживает | Степень интенсивности | Особенности речи, являющиеся внешними признаками проявления эмоций |
Лида Тамара | Сначала заинтересованность, доброжелательность, участие Потом досада, возмущение, гнев Сначала удовлетворение от одобрения Лиды, самодовольство Потом обида, злость | Н - 2 + 1 - 2 | Спокойная, судя по форме и содержанию речь Аффективная интонация (?!), употребление резких, обидных выражений, повторений, отдельных слов («Убирайся!») Форма реплики, её содержание («Подумаешь, огурцы полоть!»). Аффективные интонации (?!). Форма и содержание реплики («Нужны мне ваши огурцы!») |
Завершение работы. Обсуждение заполненных протоколов. Оно проводится в следующей форме: кому-либо из студентов предлагается прочесть записанный им результат анализа первой фотографии и указать, какие конкретно внешние проявления эмоций он учитывал. Если в аудитории есть другие варианты, их зачитывают тоже. Преподаватель выделяет наиболее правильный и полный ответ и объясняет, почему другие варианты хуже. Потом переходят к обсуждению второй, третьей и т.д. фотографий и, наконец, диалога. В ходе обсуждения студенты могут внести поправки в свои протоколы.
|
|
Представить электронный вариант к 25 апреля преподавателю каф. теории и методики физического воспитания Умнову Владимиру Павловичу – uvpp@mail.ru