Выявление и формулировка проблем исходного текста
Цель урока – научить выявлять и формулировать проблему текста.
Задачи урока:
- познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
- формировать умение выявлять проблему текста;
- формировать умение формулировать проблему;
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение.
Д. Бернал
(анг. физик, обществ.деятель)
Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:
- Что такое проблема?
- Как выявить проблему текста?
- Как сформулировать проблему текста?
Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.
Задание 1: Продолжите фразу: проблема может быть важной,...
(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей, злободневной, острой, назревшей, наболевшей и т.д.)
|
|
Выделяют разные виды проблем:
- философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
- социальные касаются устройства и жизни общества;
- политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
- экологические отражают взаимодействие человека и природы;
- нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.
Задание 2. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.
1. | В чём опасность политики национализма? | А. | Философская |
2. | Можно ли избежать социальной несправедливости? | Б. | Политическая |
1. | В чём смысл человеческой жизни? | В. | Экологическая |
2. | Нужно ли заботиться об окружающих людях? | Г. | Нравственная |
3. | Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? | Д. | Социальная |
Выявление проблемы.
В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако в некоторых текстах необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.
Задание 3 соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).
Темы Проблемы
роль книги проблема сохранения человеческого достоинства
музей проблема отношения человека к природе
язык проблема исторической памяти
природа проблема патриотизма
война проблема нравственного воспитания
честь и достоинство проблема экологии языка
спор, дискуссия проблема общения
человек, любящий свою родину экологическая проблема
проблема сохранения духовного наследия
проблема бережного отношения к языку
|
|
проблема мужества
проблема сохранения чести и достоинства
проблема этики, хороших манер
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Автором проблема может быть
· затронута · поднята · сформулирована · исследована · проанализирована | · поставлена · изложена · рассмотрена · выдвинута · раскрыта |
Формулирование проблемы.
Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:
Первый способ:
обозначение отрицательного явления:
- проблема загрязнения окружающей среды;
-проблема отсутствия системы в воспитании.
нейтральное (безоценочное) слово отношение или влияние:
- проблема отношения молодёжи к классической музыке;
-проблема влияния природыначеловека;
Отглагольное существительное, показывающее процесс необходимых действий:
-проблема необходимости вовлечения общества в решение вопроса…
-проблема создания эффективного механизма…
Второй способ:
вопросительное предложение:
Точка зрения автора ----------------------вопросительное предложение
сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей;
Задание: прочитайте текст.
Текст 1
Пробочное воспитание.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?
(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)
– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?
(Воспитание молодого поколения.)
– Какие вопросы волнуют автора?
(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)
–проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
Работа с текстами.
Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
Текст 2