Формулирование проблемы

Выявление и формулировка проблем исходного текста

Цель урока – научить выявлять и  формулировать проблему текста.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
  • формировать умение выявлять проблему текста;
  • формировать умение формулировать проблему;

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение.

Д. Бернал

(анг. физик, обществ.деятель)

Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

  • Что такое проблема?
  • Как выявить проблему текста?
  • Как сформулировать проблему текста?

 Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

Задание 1: Продолжите фразу: проблема может быть важной,...

(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей, злободневной, острой, назревшей, наболевшей и т.д.)

Выделяют разные виды проблем:

  • философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
  • социальные касаются устройства и жизни общества;
  • политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
  • экологические отражают взаимодействие человека и природы;
  • нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

Задание 2. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чём опасность политики национализма? А. Философская
2. Можно ли избежать социальной несправедливости? Б. Политическая
1. В чём смысл человеческой жизни? В. Экологическая
2. Нужно ли заботиться об окружающих людях? Г. Нравственная
3. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Д. Социальная

Выявление проблемы.

В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако в некоторых текстах необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

Задание 3 соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

Темы Проблемы

роль книги проблема сохранения человеческого достоинства

музей проблема отношения человека к природе

язык проблема исторической памяти

природа проблема патриотизма

война проблема нравственного воспитания

честь и достоинство проблема экологии языка

спор, дискуссия проблема общения

человек, любящий свою родину экологическая проблема

проблема сохранения духовного наследия

проблема бережного отношения к языку

проблема мужества

проблема сохранения чести и достоинства

проблема этики, хороших манер

 

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Автором проблема может быть

 

· затронута · поднята · сформулирована · исследована · проанализирована · поставлена · изложена · рассмотрена · выдвинута · раскрыта



Формулирование проблемы.

Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

Первый способ:

обозначение отрицательного явления:

- проблема загрязнения окружающей среды;

-проблема отсутствия системы в воспитании.          

нейтральное (безоценочное) слово отношение или влияние:

- проблема отношения молодёжи к классической музыке;

-проблема влияния природыначеловека;

Отглагольное существительное, показывающее процесс необходимых действий:

-проблема необходимости вовлечения общества в решение вопроса…

-проблема создания эффективного механизма…

Второй способ:

вопросительное предложение:

Точка зрения автора ----------------------вопросительное предложение

сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей;

Задание: прочитайте текст.

 

 

Текст 1

Пробочное воспитание.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

(Воспитание молодого поколения.)

– Какие вопросы волнуют автора?

(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

–проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;

 Работа с текстами.

Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Текст 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: