Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста

По- настоящему сильный и здоровый человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

       Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек мы сразу и легко может судить о том,  с кем имеем дело. Мы можем определить степень его психологической уравновешенности,  степень его возможной «закомплексованности».

       Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушайтесь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

 (По Д.Лихачёву)

1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

2) Как научиться хорошей речи?

3) Употребление жаргонных слов.

4) Проблема богатства и бедности речи человека.

5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?

Текст 3

Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

 

       Библиотека – это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

       Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотека – это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир!

(По Б.Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4)Проблема отношения человека к книге.

Текст 4

Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

 

У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

(В.Солоухин)

1) Какова роль детства в жизни человека?

2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?

3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?

 

Текст 5

 

Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

       У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за позабытую банальность, можно только любить. По – всякому – с нежностью, с  восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени…

(По Ю. Полякову)

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти.

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

 

Текст 6

Задание 4

Редактируем формулировку проблемы

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что и те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими –нибудь третьими. А те,  кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звенит по каждому из нас.

(По Ю. Лотману)

Прочитайте формулировки проблем текста. Объясните недочёты и исправьте их.

Исходный вариант Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3) В тексте поднимается проблема национализма народов. 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? 5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов.

Текст 7

Сформулируйте и запишите проблему текста.

Два богача

       Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

       Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

-Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить …

- А мы её…и не солёную, -ответил мужик, её муж.

       Далеко Ротшильду до этого мужика!

(И.С.Тургенев)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: