По- настоящему сильный и здоровый человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек мы сразу и легко может судить о том, с кем имеем дело. Мы можем определить степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушайтесь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.Лихачёву)
1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
2) Как научиться хорошей речи?
3) Употребление жаргонных слов.
4) Проблема богатства и бедности речи человека.
5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?
|
|
Текст 3
Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека – это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотека – это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир!
(По Б.Шкловскому)
1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
2) Роль книги в формировании личности.
3) Какие книги можно назвать редкими?
4)Проблема отношения человека к книге.
Текст 4
Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(В.Солоухин)
1) Какова роль детства в жизни человека?
2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
|
|
4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
Текст 5
Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за позабытую банальность, можно только любить. По – всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени…
(По Ю. Полякову)
1) Проблема отношения человека к своей Родине.
2) Проблема исторической памяти.
3) Проблема взаимоотношений между государствами.
4) Проблема патриотизма.
Текст 6
Задание 4
Редактируем формулировку проблемы
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что и те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими –нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звенит по каждому из нас.
(По Ю. Лотману)
Прочитайте формулировки проблем текста. Объясните недочёты и исправьте их.
Исходный вариант | Отредактированный вариант |
1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. | 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. |
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. | 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. |
3) В тексте поднимается проблема национализма народов. | 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. |
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. | 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. |
5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? | 5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов. |
Текст 7
Сформулируйте и запишите проблему текста.
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
-Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить …
- А мы её…и не солёную, -ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
(И.С.Тургенев)