Тема лекции: Философия культуры. Содержание понятия «культура». Законы и особенности функционирования культуры. Массовая и элитарная культура

Культура (от латинского – возделывание, обрабатывание) – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Различают материальную (вся совокупность материальных благ, средства их производства) и духовную (совокупность всех знаний, все формы мышления и всю сферу мировоззрения) культуру.

Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой, с одной стороны материальная, производственная деятельность человека, с другой стороны, результаты его духовной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

Корни культуры уходят вглубь истории и связаны с происхождением человека. Развитие культуры характеризует степень овладение человеком силами природы, уровень развития самого человека, расширение его знания, совершенствование способностей и. т. д. Изменяя естественную, природную среду, человек создает так называемую культурную среду, в которую входят:

· техника

· жилища

· поселения

· средства сообщения (дороги, транспорт)

· средства общения (язык, письменность, радио, телевидение)

 

Обновляясь, культура использует все ценное в культурных достижениях прошлого (совершенствуется).

 

 Типология культур.

В современной философии, социологии и культурологи понятие «общество» нередко употребляют наряду с понятиями «культура» и «цивилизация», Однако эти понятия не являются тождественными. Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений. Культура — нечто иное.

Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями. Понятие «культура» изначально связано с хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это человеческий труд вместе с его результатами.

Культура — это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая — духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п.

Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа разума.

Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

. Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура).

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс». Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Цивилизация и социальное развитие

Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:

• ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства;

• мировое сообщество государств и народов;

• культуру общества;

• степень развития материальной культуры;

• завершающий этап развития культуры, ее закат.

В последние годы под термином «цивилизация»    имеют в  виду  разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы — от рождения до угасания. Согласно многим из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

В конце XX в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами ее познания и т.п. Оппозиция Запад — Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный «диалогом культур».

В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, активность), с одной стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»), с другой.

 

 

 Взаимодействие культур


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: