Фольклорно-этнографический паспорт собеседника-

заполняется на каждого собеседника. Если в беседе участвует несколько человек, надо записать сведения о всех участниках.

 

1. Фамилия, имя, отчество

2. Если собеседница – женщина, то надо указать ее девичью фамилию

3. Год рождения

4. Место рождения

5. Место жительства. Если место жительства отличается от места рождения, то объяснение – каким образом человек попал в это место

6. Желательно – образование

7. желательно – род деятельности

8. Если человек еще что-то рассказывает о себе, что на ваш взгляд, стоит записать, то надо записать эти сведения

Например:

Иванова Пелагея Ивановна (с. Орлиное)
1927 г.р.
уроженки с. Белые Берега Конышевский р-н Курская область
жительница в с. Орлиное переехала, выйдя замуж.
образование – 7 класса
всю жизнь проработала дояркой на местной ферме.
По словам Пелагеи Ивановны, с детства она любила петь и вышивать. В е доме – много вышивки, сделанной собственными руками: «Это я от мамы получила…»

 









Паспорт (описание) этнографической вещи (предмета)

- заполняется на каждую вещь, пишется под порядковым номером (даже если это одна вещь) и включает в себя:

 

1. Название вещи – общепринятое и, если у вещи есть местное название, – записать его на местном языке с указанием в скобках народа, в том произношении, которое принято в данной местности. Например: Пояс женский – кулан (некр. казаки)

2. Место бытования вещи – подробно, с указанием села, района, области ли края

3. Имя хозяина вещи – фамилию, имя, отчество, год рождения или годы жизни

4. Имя того, кто передал вещь (это могут быть разные люди)

5. Имена тех, кто принял вещь. Если вещь принята несколькими людьми –участниками экспедиции, к примеру, то записываются имена всех участников.

6. дата получения вещи

7. способ получения: дар, покупка (цена), обмен (на что)

8. Размеры в сантиметрах, граммах, каратах. Если надо выделить несколько значений - к примеру, общую длину и длину какой-то части, то надо записать последовательно цифру и в скобках после нее дать пояснение.

9. Материал, из которого изготовлена вещь.

10. Способ изготовления вещи.

11. Чем и каким образом украшена вещь – если есть украшения.

12. Прилагается ли фото. Если да – то его номер.

13. Если есть клейма, штампы – то указать и их, как они выглядят, что на них написано или изображено.

14. Сохранность (есть ли повреждения – какие)

15. Легенда – сведения о происхождении и жизни вещи

Например:

1. Пояс мужской (Кушак)

2. с. Коча Кочевский р-н Пермский край

3. источник (хозяин): Иванова Ефросинья Пименовна, 1902-1996 г.ж., жительница с. Маскали Кочевского р-на Пермского края

4. передал: Петров Василий Иванович, 1954 г.р., житель села Коча

5. приняли: Пигарева С.И., Благодарев А.А., Бобошина И. В., Когай П.П.(участники экспедиции, сотрудники НП ОРНК «Большая Медведица»)

6. 27 августа 2010г.

7. передано в дар

8. длина - 300 см. (общая), ширина – 7 см, длина кистей -12 см.

9.Изготовлен из шерстяных нитей черного, синего и красного цвета. Черные и синие нити – фабричные, красные – окрашены домашним способом. Пока непонятно, каким.

10. Способ изготовления - ткачество на стане

11. Узор – синие ромбы на черном поле с красными полосами – вдоль всего пояса. Украшен узелками на концах нитей кистей.

12. есть фото – КП 2010 – 234.

13. –

14. пояс хорошей сохранности, с одной стороны распустились нити.

15. Пояс принадлежал мужу Ефросиньи Пименовны. Одевался по торжественным случаям с праздничной рубахой. Повязывался вокруг пояса два раза таким образом, чтобы концы свешивались с обеих сторон. Был соткан матерью мужа и подарен ему на Пасху.

 

Справочная литература

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.

2.Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.

3. Егоров С.Б. Методика полевых этнографических исследований. СПб, 2006.

4. Каплан М.А., Максимов П.П. Принципы и методы экспедиционно-собирательской работы. М., 1978.

5. Шмелева М.Н. Полевая работа и изучение современности// СЭ.1985. № 5

6. «Методические рекомендации по сбору полевого методического материала» - А.В. Черных, этнограф, доктор исторических наук;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: