Проанализируйте, какое из высказываний в большей мере может негативно повлиять на самооценку?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для студентов по теме:

«Техники конструктивного взаимодействия с детьми»

2020

Тема:
«Техники конструктивного взаимодействия с детьми»

Цель:

развитие профессиональных коммуникативных компетенций студентов в процессе овладения техникой конструктивного общения с детьми

Задачи:

1. Познакомить студентов с разными алгоритмами построения «Я - высказывания» («Я - сообщения»).

2. Упражнять в развитии навыков конструктивного общения с детьми при решении педагогических ситуаций с использованием техник «Я – высказывание», «Ты - высказывание».

3. Развивать рефлексивные способности при самооценке своей деятельности.

 

Сколько люди живут на земле, столько они и общаются друг с другом. И наше общение далеко не всегда протекает удачно и безоблачно. Оно подобно путешествию по пересечённой местности: то нам приходится сталкиваться с равнодушием, то с раздражением, а то и с чьей-то замкнутостью.

    Сегодня на занятии мы сосредоточим внимание на техниках эффективного взаимодействия с детьми, познакомимся с различными алгоритмами построения «Я – высказывания» («Я - сообщения»), поупражняемся в применении данных техник при решении педагогических ситуаций.

Общение - это коммуникация, т.е. обмен между людьми мнениями, переживаниями, настроениями, отношением и другими ценностями. В процессе общения мы можем оказывать психолого-педагогическое воздействие на развитие личности ребёнка, формирование его самооценки.

- Вспомните, какие виды самооценки существуют? (слайд № 3)

Неадекватно, заниженная и неадекватно завышенная самооценки часто приводят к возникновению детей группы риска, что проявляется в повышенной тревожности, ябедничестве, доносительстве, низком социальном статусе, агрессивности, и как следствие, ведёт к педагогической запущенности.

- Вспомните условия формирования адекватной самооценки у детей?

ü Отказ от обобщающих оценок личности ребёнка по его отдельным поступкам (типа «неряха», «драчун», «обманщик»);

ü Отказ от невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми;

ü Создание ситуаций успеха (правило: скажи ребёнку, что он поступил плохо, но не говори, что он плохой).

- А теперь распределите представленные ниже психолого-педагогические воздействия на две группы в зависимости от того, какое влияние они оказывают на самооценку и самоуважение: повышают или понижают их. (Тест № 1).Рядом с номером высказывания поставьте в тетради стрелку вверх, если повышают, и стрелку вниз, если понижают самооценку и самоуважение ребёнка.

Психолого-педагогические воздействия:

1. Мне не нравится, как ты ведёшь себя сегодня.

2. Я горжусь тобой.

3. Я не ожидал от тебя такого безответственного поступка.

4. Ты тупица.

5. С этим заданием ты не справишься.

6. Ты, как всегда, дольше всех собираешься.

7. Ну что можно ожидать от такого несерьёзного человека.

8. В этой ситуации ты оказался на высоте.

9. Объявляю тебе благодарность.

10. Т всегда можешь рассчитывать на мою помощь.

11. Ставлю тебе «отлично».

12. Ты талантливый человек.

13. Ты загубишь свои способности.

14. Сегодня ты порадовал меня своим ответом.

15. Ты хорошо выглядишь.

16. Какой ты неуклюжий ребёнок.

17. Если ты так поступишь, над тобой будут смеяться.

18. Завидую вашему умению всё успевать.

19. Раньше ты был более организованным.

20. Вряд ли ты способен стать отличником.

- Проанализируйте, каких высказываний больше: позитивно или негативно влияющих на самоуважение ребёнка?

- Анализ психолого-педагогических воздействий показывает, что многие из высказываний негативно влияют на формирование самооценки и самоуважения ребёнка, могут спровоцировать защитную агрессивную реакцию.

Известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками конструктивного общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.


Особенности агрессивных детей.

Ø Слабо развит контроль над своими эмоциями;

Ø Слабое осознание своих чувств и чувств других людей;

Ø Низкий уровень эмпатии;

Ø Ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

 

Навыки, необходимые для конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми:

 

Ø Говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»

Ø «Активно слушать» внутренний мир ребёнка, мир его чувств

Ø Не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка

Ø Видеть в словах и действиях ребёнка позитивный настрой и благие намерения

Ø Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

«Я-высказывание» - это приём и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём самом и не о его поведении, которое это переживание вызвало.
«Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

В классическом варианте «Я –высказывание» вообще не содержит местоимения «ТЫ», а лишь ссылку на определённые ситуации или отвлечённых людей (Т.Gordon, 1975).                                     

(Слайд № 7).

Ты - высказывание» - содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угрозу или приказ, что вызывает сопротивление и протест ребёнка («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов», «Немедленно уберись в комнате» и т.п.).

«Я - высказывание» - это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому, что не содержит обвинения. После «Я – сообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Не забудь сделать уроки», «Уберись, пожалуйста, в комнате» (Слайд № 8).


Проанализируйте, какое из высказываний в большей мере может негативно повлиять на самооценку? 

Ситуация: Ребёнок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала

Реакция учителя:

  1. «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
  2. «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить. Я начинаю раздражаться и от этого мне ещё сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

Функции «Я - сообщения»:

Ø Это способ регуляции собственного эмоционального состояния (т.к. энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план);

Ø Это послание нашего внутреннего «Я», которое адресовано внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт;

Ø Сигналит о границах дозволенного в необидной для ребёнка форме;

Ø Это способ передать ответственность за свои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;

Ø Предполагает уверенное поведение (мы раскрываем своё внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;

Ø Предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных» вместо позиции «сверху».

- Прежде чем приступить к формулированию «Я – сообщений», попробуем «послушать» себя, определить свои чувства, переживания, которые могут возникнуть у вас в конкретных ситуациях.

Слева предлагаются ситуации с нежелательными действиями ребёнка, а справа обозначьте в тетрадях те чувства, которые вызывает у вас каждая ситуация.                           (Слайд № 11)

Ø Ситуации:

Ø 1. Пришёл с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть ботинки и убрать грязь.

Ø 2. Ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок.

Ø 3.Ребёнок пропустил занятия в школе, гулял по улицам.

Алгоритмы построения «Я – сообщений»:

СИТУАЦИЯ (факт наблюдения)
Какие чувства она вызывает во мне
Когда я вижу грязь на ботинках
то начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает
1


(Т. Gordon, классический вариант)

2
Какие чувства я переживаю
Ситуация (факт наблюдения)
Я начинаю раздражаться и злиться,
когда во время урока стучат линейкой   по парте

(Т. Gordon, классический вариант)

 

В 3 варианте возможно использование местоимения «Ты», но предлагается это делать безоценочно – в контексте факта наблюдения: «Когда ты разговариваешь во время урока …» вместо «Когда ты мне мешаешь и отвлекаешь меня (оценка). Или «Когда ты пролил сок на рубашку … (факт наблюдения)» вместо «Опять ты весь испачкался … (оценка)» - (С. Кривцова, 1997 г.)

3
Что делает ребенок (факт наблюдения)
Какие чувства возникают в связи с этим
Последствие – эффект от нежелательного действия ребенка
Когда во время урока стучат линейкой по парте (когда ты стучишь линейкой…),
Я не могу вести дальше урок в таком состоянии (мне трудно, тяжело вести урок в таком состоянии)
я начинаю раздражаться и злиться

 


                                                                      

                                                                 (С. Кривцова)

 

4
Когда ты пропускаешь занятия в школе,
У меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твое будущее
Я хочу, чтобы ты не пропускал занятия в школе. Пожалуйста. Я тебя очень прошу
Когда ты не моешь грязные ботинки после улицы,
я начинаю раздражаться и, вообще, мня это расстраивает
Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки
Что делает ребенок
Какие чувства возникают в связи с этим
Конкретное пожелание

 

 


                                                                                                   

                                                                                                                   (Р. и Дж. Байярд)

 

Смирнова Т.П. предлагает следующую схему «Я – высказывания»:

1. Событие. «Когда …» (описание нежелательной ситуации);

2. Ваша реакция. «Я чувствую … «(описание ваших чувств);

3. Предпочитаемый исход. «Мне бы хотелось, чтобы … «(описание желательного варианта).

Пример ситуации: мама в присутствии ваших друзей повела себя с вами, как с маленьким ребёнком.

«Я – высказывание» подростка: «Когда ты накричала на меня при ребятах (1), я почувствовал себя неудобно (2), поэтому в следующий раз я очень прошу говорить мне то, что тебя не устраивает, когда мои друзья уйдут (3), тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

- А теперь поупражняемся в использовании техники «Я – сообщение» при решении проблемных ситуаций.




УПРАЖНЕНИЕ № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: