«Развитие связной речи средствами художественной литературы»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
|
|
Цель: – развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Методы работы:
· словесный метод;
· наглядный метод;
· практический метод.
Формы работы:
§ НОД;
§ чтение художественной литературы;
§ театрализованная деятельность и праздники;
§ игры;
§ разные формы бесед;
§ подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
§ взаимодействие с семьей.
Была проделана работа с детьми:
|
|
Беседы:
1.«Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей
2.«Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии
3.Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4.«Беседа о творчестве А.С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.
5.«Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать,
каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6.«Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта
Непосредственно образовательная деятельность:
1.«По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
2.«Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р.н. сказок.
3. Заучивание стихотворений по временам года, на 8 Марта, на 23 Февраля и к 9 мая. - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
4.«По сказкам К.И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
Творческие работы:
1.Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Конструирование с аппликацией «Книжка –Загадок» – формировать умение работать вместе с родителями.
Развлечение:
1.Театрализованная постановка русской народной сказки «Муха Цокотуха» - развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
Прогнозируемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок.
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.
9. Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи.
10. Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
11. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
У родителей:
Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Была изготовлена совместная книга «Загадок» ребёнка с мамой. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми.
|
|
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «Развитие связной речи средствами художественной литературы» сблизила детей и педагогов нашей группы.