Тема 2. Построение объёмно-пространственной композиции

Методические указания для практических занятий

 

Направление подготовки

 35.03.10 Ландшафтная архитектура

 

Профиль подготовки

«Садово-парковое строительство и дизайн»

 

 

Саратов 2019

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и социальная значимость учебной дисциплины «Ландшафтно-архитектурная композиция» обусловлена рядом взаимосвязанных причин. Озеленение населенных мест является частью общей проблемы окружающей среды и связано с решением целого ряда планировочных, строительно-эксплуатационных, агротехнических вопросов по созданию различных объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения в отдыхе, духовной, культурно-просветительской и хозяйственно-бытовой деятельности. Поэтому создание эстетически–выразительного парка является одной из самых сложных и важных проблем ландшафтной архитектуры. С ее решением связана необходимость определения принципа формирования органичного садово-паркового ландшафта и приемов его композиции.

Цель дисциплины – формирование у студентов системы знаний и умений по выявлению наиболее значимых факторов, влияющих на построение парковых композиций, а также ознакомление с основными правилами построения ландшафтно-архитектурных композиций.

 

 

ТЕМА 1. ГРАФИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙНА ПЛОСКОСТИ

Цель задания – приобрести навыки изображения ландшафтных

форм на плане и фасаде.

 

Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция. Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д. Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий. Первое − конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространственной композиции выразительнее. Второе важное условие − ритмическое построение композиции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтальнопространственная композиция. Третье − графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов и разной графики − надписей, знаков, цветных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-пространственной композиции. Однако оно же порой является причиной проявления в ней монотонности. В целях устранения последней требуется достижение в этой композиции пластического разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообразии фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства

 

Графическая работа выполняется на листе формата А3. В верхней

трети листа выполняется фронтальное изображение деревьев. Хотя эти

изображения и должны отвечать основным требованиям – лаконичности и

упрощенности, тем не менее, должна четко прослеживаться структура

каждого дерева. По данному изображению, конечно, трудно определить

точное название дерева. Но все же этот рисунок должен давать

представление лиственное это дерево или хвойное, плакучая форма или

пирамидальная и т. д. На нижней трети формата листа выполняются изображения деревьев (не менее пяти видов) газона (пять – шесть приемов изображения),различные виды дорожек в плане, замощенных природным или

Искусственным камнем. На плане также должен быть показан водоем, возможно изображение рокария, беседки и других малых архитектурных форм. Размещение изображений выбирается произвольно, исходя из равномерного заполнения поля чертежа приблизительно на 70 – 80 %. Возможно объединение отдельных рисунков в единую композицию. При выполнении этой работы студент обязан, используя общепринятые приемы, руководствоваться индивидуальным стилем, полагаться на свой художественный вкус.

 

ТЕМА 2. ПОСТРОЕНИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Цель задания – приобрести навыки построения пространственной ландшафтной композиции.

 

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов − линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобладают объемы). Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемнопространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурнопланировочной ситуацией, в которую включается объемнопространственная композиция. Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. При е мы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. Но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов − их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи: - выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.), - расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции, - остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные). При успешном решении этих и подобных им задач достигается Объемная композиция

 

Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов − линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобладают объемы). Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемнопространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурнопланировочной ситуацией, в которую включается объемнопространственная композиция. Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. Но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов − их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи: - выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.), - расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции, - остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные). При успешном решении этих и подобных им задач достигается

  Графическая работа выполняется на листе формата А3. В этом задании необходимо выполнить композицию, состоящую из условных элементов – фоновой поверхности, водной поверхности, трасс движения, объемных и фронтальных композиционных форм. Тематика композиции условно названа «Парк». Это необходимо учитывать при определении масштаба форм, образующих композицию, и сомасштабности их с условным человеком. Композиция должна быть построена за счет использования членения основания, композиции трассировок, взаимосочетания элементов «фон» и «вода», единой композиции объемных и фронтальных составляющих.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: