Итак, автомобили работают в различных условиях эксплуатации, которые влияют на показатели их надежности и нормативы ТЭА. Всю цепочку этого влияния пока описать чисто аналитически не удается. Для этого, как правило, используют статистические данные и результаты наблюдений.
Очевидно, автомобили, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей будут объективно выше. Такое состояние необходимо учитывать при планировании и нормировании процессов технической эксплуатации.
Учет условий эксплуатации осуществляется на основе закономерностей ТЭА девятого вида и достигается квалификацией этих условий, идентификацией фактических условий эксплуатации конкретных групп автомобилей и корректированием нормативов ТО и ремонта.
Практически эти задачи решаются следующим образом.
1.Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и местным (субъективным) и их влияние на техническое состояние автомобилей. Например, параметр потока отказов и неисправностей автомобилей зависит от транспортных и дорожных условий.
|
|
В общем случае, уровень влияния объективных условий на техническое состояние автомобиля составляет 66…67 %, а субъективных условий по отношению к конкретному автомобилю достигает 27…34 %.
2.Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, - на затраты по обеспечению их работоспособности.
На автомобильном транспорте России принято учитывать следующие объективно действующие факторы:
1.1 Условия эксплуатации
1.2 Тип (легковые, грузовые, автобусы), модификация и класс автомобиля (легкие – по рабочему объему двигателя, грузовые – по грузоподъемности, автобусы – по длине).
1.3 Природно-климатические условия в соответствии с их районированием и выделением районов с высокой агрессивной средой.
1.4 Возраст автомобилей в парке с выделением девяти групп наработки, отнесенный к нормативному ресурсу автомобиля до первого капитального ремонта LК.
3.Каждый учитываемый фактор имеет идентификационные признаки, которые позволяют выделить специфические группы автомобилей, работающих в данных условиях.
4.С учетом уровня влияния выявленных факторов на техническое состояние автомобилей ИТС вносит коррективы в нормативы ТЭА.