Словарь терминов (глоссарий)

 по педагогической психологии

Абсолютный порог ощущений — минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

Абстракция — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Автокинетический эффект — иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.

Автоматизация - процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.

Авторитарность стиль поведения и отношений к другим людям, харак­теризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

Авторитарность (от лат. autoritas - влияние, власть) - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п.

Авторитет добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.

Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1) влияние индивида, основанное на зани­маемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответ­ственного решения в условиях совместной деятель­ности.

Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

Агглютинация — слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла. В психологии — одна из существенных характеристик слов, используемых во внутренней речи.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Агрессия (от лат. aggredi - нападать) - 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.; 2) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) -приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы Адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие Адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптация социально-психологическая результат взаимодействия лич­ности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотноше­нию целей и ценностей личности и группы.

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрез­мерное употребление крепкого кофе и т.д.) или постоянной фик­сации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. Понятие аддиктивного поведения разработано в рамках современной психотерапии (Ц. П. Короленко и др.). В социальной психологии данное поня­тие имеет значение для осмысления проблем социальной адапта­ции, социализации и социальной виктимологии.

Адекватный - тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный.

Административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Аккомодация (от лат. accommodatio - приспособление, приноровление) - в биологии и медицине термин, близкий к термину "адаптация".

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - учение о ценностях.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Активность социальная поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Актуализация — переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее акту­ального в более актуальное.

Акцептор действия — понятие, введенное П.К. Анохиным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппарат, существующий в центральной нервной системе и представляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем сличаются параметры реально выполненного действия.

Альтруизм (от лат. alter —другой) — система цен­ностных ориентации личности, при которой централь­ным мотивом и критерием нравственной оценки яв­ляются интересы другого человека или социальной общности. Противоположный понятию «эгоизм».

Амбивалентное отношение (амбивалентность) (от греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia - сила) - двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов.

Амбивалентность личности - взаимная компенсация и взаим­ное дополнение разнонаправленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особенностей, характери­стик и т.д.), а также их проявление в деятельности и общении.

Амбивалентность чувств - противоречивость нескольких од­новременно испытываемых эмоциональных отношений человека к тем или иным субъектам и явлениям окружающего мира.

Амнезии — нарушения памяти.

Анализатор — понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Андрагогика - одно из обозначений отрасли педагогики, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Анимизм — древнее учение об объективном существовании, переселении душ и духов, а также фантастических, сверхъестественных призраков.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Антагонизм - 1) одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций; 2) соотношение двух процессов, стимулов, структур организма, при котором их эффекты разнонаправлены.

Антиципация способность человека предвосхищать, предвидеть собы­тия, предугадывать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.

Апатия — психическое состояние безразличия к окружающему, может воз­никать в экстремальных условиях.

Апперцепция зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Апраксия — нарушение движений у человека.

Аскетизм (от греч. askêtês - упражняющийся) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущее практике некоторых философских школ и особенно различных религий.

Асоциальное поведение поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Ассертивность социальное качество личности, проявляющееся в ориен­тации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимо­действия и характеризующее личностно зрелого человека, который точ­но знает, что он хочет и чего не желает, и может это выразить без агрес­сивных реакций по отношению к другим людям.

Ассимиляция (от лат. assimilatio) - уподобление, слияние, усвоение - 1) (этнограф.) слияние одного народа с другим с утратой одним из них языка, культуры, нац. самосознания; 2) (лингв.) уподобление одного звука другому предшествующему или следующему за ним; 3) (биол.) то же, что анаболизм, в более узком смысле - усвоение питательных веществ живыми клетками.

Ассоциативное научение - образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Ассоциация соединение, связь психических явлений друг с другом.

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "ассоциация" был предложен Дж. Локком в ХVII в.

Атрибуция приписывание человеком причин и мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Атрибуция каузальная — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Атрофия - притупление, утрата какого-либо чувства, свойства.

Аттракция процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формиро­вание привлекательности одного человека для других, механизм форми­рования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аутизм — нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером.

  Аутогенная тренировка — комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Афазии — нарушения речи.

Аффект сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интенсив­ными двигательными реакциями.

Афферентный — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Аффилиация потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви.

Барьер психологический внутреннее препятствие психологической при­роды (заикание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений. Это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Бескорыстие - отсутствие сребролюбия, жадности к имуществу, желания копить богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Бессознательное совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Бесстрашие способность подавлять в себе страх и безусловно подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нор­мам, приказу (его разновидности — смелость, храбрость, отвага).

Биотип человека - одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейро-гуморальному основанию и базирующаяся на особенности реагирования симпатико-адреналовой системы (САС) человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения.

Бихевиоризм (от англ. behaviour, biheviour - поведение) - направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Направление в психологии, начало которому было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Бихевиористская теория - направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.

Большая группа — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т. п.

Борьба мотивов столкновение двух противоречащих друг другу моти­вов, сопряженное с трудным выбором человеком одного из них (напри­мер, борьба мотива долга и инстинкта самосохранения, которая может возникать в экстремальных ситуациях).

Бред — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм).

Брейнсторминг — специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

Валидность теста (от англ. valid - действительный, пригодный, действенный) - 1) адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме; 2) один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие Валидность отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств человека. Если раньше понятие Валидность чаще других ассоциировалось с понятием "качество теста", то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, Валидность - это прежде всего адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержанию диагносцируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профотборе и других прикладных психологических обследованиях). В контексте прикладной задачи Валидность представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования.

Валидность эксперимента (от англ. validity - полноценность) - 1) оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения "правильности" его организации и тем самым возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными. Валидность при использовании методов наблюдения или эксперимента включает оценку репрезентативности исследования как степени приближения его к возможным безупречным мысленным образцам; 2) достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие "Валидность" объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.

Вариативность - изменчивость.

Вдохновение состояние внутреннего подъема, характерное переживани­ем стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления. Вербализация — словесное описание того, что человек чувствует, видит, намерен делать, делает.

Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятель­ности определяет возникновение и формирование основных пси­хологических новообразований человека на той или иной стадии его социального развития. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности выступает игра, для подростка - общение, для взрослого человека - профессиональ­ная деятельность. Понятие разрабатывалось А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Вера безоговорочное (порой необоснованное) принятие чего-то (утверждения, решения, прогноза будущего и др.) за истину, правду, полная убежденность в них.

Вербальное научение — приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.

Вербальный (от лат. verbalis - словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).

Вербальный (словесный) — термин, применяемый в психологии для обо­значения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Взаимоотношения межличностные — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Взаимопонимание — взаимное понимание и согласие.

Викарное научение — приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психоло­гии, но используется и в социально-психологических исследова­ниях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и со­циализации личности

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.

Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.

Властность - аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении.

Влечение желание или потребность что-либо сделать, побуждающее чело­века к соответствующим действиям.

Внешняя валидность - критерий оценки исследования с точки зрения решения проблем соответствия сформулированных в гипотезе переменных и реализованных методически условий тем, на которых осуществляется обобщение полученных результатов.

Внешняя мотивация - совокупность мотивов, связанных с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, родителями; желание получить одобрение, хорошие оценки и т.п.).

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя валидность эксперимента - критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно представленной в гипотезе зависимости (а не какой-то другой).

Внутренняя мотивация учения - совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).

Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

Внутренняя речь - 1) речь, обращенная к самому себе, и т.н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи; 2) артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ("внутреннее проговаривание"). Изучение внутренней речи способствует пониманию закономерностей мышления и его взаимоотношений с речью; 3) различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа Внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин и др.). В онтогенезе Внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Внутренняя речь — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Внутригрупповой фаворитизм стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Внушаемость податливость человека действию внушения.

Внушение (суггестия) (от лат. suggestio - внушение) - 1) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (массовое внушение); 2) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

Возбудимость — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека в онтогенезе (от рождения до смерти).

Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспитание - 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность - определенный уровень личностного развития.

Воспитуемость - откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Воспоминание (припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие человека человеком процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Время реакции — интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

Вторая сигнальная система — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Выведен немецким ученым Г. Ф ехнером на основе закона Бугера —Вебера (см.).

Выразительные движения (экспрессия) — система данных от природы или выученных движений {жесты, мимика, пантомимика}, при помощи которых человек невербальным путем (см. вербальный) передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Вытеснение — один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.

Галлюцинации нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).

Гармония (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - 1) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного; 2) (в музыковедении) выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд.

Где I— исходная величина раздражителя, ΔI — его приращение, К. — константа.

где S — сила ощущения, I — величина действующего стимула, К и п — константы.

где S сила ощущения, I — величина раздражителя, К и С — константы.

Гендерные различия - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Генезис - происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Генерализация стимула — приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанными с условной реакцией (см. рефлекс условный), способности ее вызывать.

  Генетическая психология — отрасль психологической науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.

Генетическая эпистемология - вариант биогенетической концепции, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития.

Генетический метод — метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и законы преобразования по мере развития (см. также исторический метод).

  Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Генотип - генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

Гетерохронность - множественность времен (противоположное: синхронность - одновременность).

Гештальтпсихология — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гештальт), в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.

Гештальт —структура, целое, система.

Гилозоизм — философское учение о всеобщей одухотворенности материи, утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе.

Гипноз — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

Гипотеза (основание, предположение) - научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически).

Гностические способности - специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.

Гомеостаз — нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институциализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Готовность детей к обучению в школе - совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

Грезы — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Группа социальная относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация социально-психологический феномен, проявляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, че­ловечный) — признание ценности человека как лич­ности, его права на свободное развитие и проявле­ние своих способностей, утверждение блага чело­века как критерия оценки обществ, отношений.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманность - человечность, человеколюбие.

Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

Девиантное поведение — (см. отклоняющееся поведение).

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как откло­нение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лече­ния человека, исправления или наказания нарушителя.

Дезадаптация нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности.

Действенная групповая эмоциональная идентификация один из специ­фических социально-психологических феноменов межличностных отно­шений, свойственных развитому коллективу.

Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действие социальное форма или способ разрешения социальных про­блем и противоречий.

Делинквент (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Деперсонализация (обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Депрессия подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровождающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрач­ном, негативном свете.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Депривация - сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.

Депривация состояние человека, вызванное недостатком собственной ак­тивности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Деспотизм - произвол, жесткое подавление прав, свобод, самостоятельности.

Детерминация — причинное обусловливание (см. детерминизм).

Детерминизм - концепция, согласно которой действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни.

Детская психология — отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения до окончания школы.

Дефектология наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и мето­дах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.

Деятельность динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность групповая возникает при объединении людей для дости­жения общих целей.

Деятельность предметная — деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.

Диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.

Диагностика социально-психологическая теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

Дидакпюгении - определенные психические состояния субъек­та, возникающие вследствие социальной ингибиции во время обу­чения.

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) - теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Дидактическая система - система обучения.

Дидактические принципы - руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса. Принцип обучения.

Дидактогения (от греч. didaktikos - поучительный, genos - происхождение) - вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Д. может являться причиной неврозов.

Диспозиция готовность, предрасположенность субъекта к поведенческо­му акту, действию, поступку, их последовательности.

Диспозиция — предрасположенность, готовность человека к определенным. внешним или внутренним действиям.

Дистресс отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Дифференциальная психология — отрасль психологи ческой науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

Доминанта — преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. введено А. Ухтомским.

Доминирующий мотив - главенствующий, преобладающий над другими мотив.

Дооперациональное мышление - стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет
(Ж. Пиаже). Происходит начало формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основой плана представления. На этой стадии обычно еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования, что достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.

  Драйв — понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой органической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

Дуализм — учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р. Декарта.

Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Душа — старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.

Естественный эксперимент - промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, при котором исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Желание — состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Жест движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жизнедеятельность — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.

Задача - 1) цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных для этих условий средств; 2) цель, заданная в определенных условиях.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Закон бугера — вебера — психофизический (см. психофизика) закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:

  Закон вебера — фехнера закон, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:

Закон йеркса—додсона — криволинейная, колоколообраз-ная связь, существующая между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Показывает, что наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения. Открыт в начале XX в. американскими психологами Р. Йерксом и Дж. Додсоном.

Закон стивенса — один из вариантов основного психофизического закона (см. закон Вебера — Фехнера), предполагающий наличие не логарифмической, а степенной функциональной зависимости между величиной стимула и силой ощущения:

Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивергентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Замещение (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Запоминание — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Заторможенность выраженная замедленность протекания всех психи­ческих процессов и реакций на окружающее, снижение или прекращение двигательной активности.

Защита психологическая саморегуляционный психологический меха­низм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания челове­ка от травмирующей его информации.

Защитные механизмы — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Знак — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Знание - отражение в сознании ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).

Значение (слова,/понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона потенциального (ближайшего) развития — возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие 3. п. р. введено Л. С. Выготским.

Зоопсихология — отрасль психологической науки, изучающая поведение и психологию животных.

Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Идеал (французское ideal - относящийся к идее) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идентификация - механизм перцепции социальной, способ по­нимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления.

Идеомоторика — влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.

Иллюзия ложное, искаженное восприятие воспринимаемых реальных предметов и явлений.

Имидж воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимо­действии с другими людьми.

Императив (от латинского imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

Имплицитная теория личности — устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и Черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.

Импринтинг — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. При И. готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие.

Импульсивность особенность поведения человека, заключающаяся в склон­ности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних об­стоятельств или эмоций.

Инволюция – процесс угасания психических процессов и функций.

Ингибиция социальная — тормозящее, негативное влияние социальных фак­торов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к дру­гу субъектов взаимодействия.

Индивид человек как носитель индивидуально своеобразных черт, от­дельный представитель человеческой общности.

Индивид (от лат. individuum - неделимое) - 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Индивидуальность своеобразное сочетание индивидных свойств челове­ка, отличающее его от других людей.

Индивидуальность личности (индивидуальность) - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Индивидуальный стиль деятельности устойчивое сочетание особенно­стей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

Инновация - (лат. букв. - нововведение): 1) в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной сфере; 2) результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Инсайт внезапное интуитивное решение, внутреннее озарение, возник­новение понимания сущности чего-то, ситуации в целом.

Инстинкт врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечи­вающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.

Институты социальные социальные группы, составляющие ближай­шее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различ­ных норм и ценностей.

Инструментальное действие — действие, служащее средством достижения цели, отличной от его собственного результата.

Интеграция групповая согласованность, упорядоченность и стабиль­ность системы внутригрупповых процессов.

Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций Интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание Интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).

Интеллектуальное научение - научение, предметом отражения и усвоения которого являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Интеллектуальный коэффициент показатель уровня умственного раз­вития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интеракционизм — учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

Интеракция взаимодействие, обусловленное индивидуальными особен­ностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегия­ми взаимодействия, целями участников, возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интерес избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интериоризация процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности.

Интерпсихический - межличностный, происходящий в психике нескольких субъектов, при взаимодействии психик.

Интерференция нарушение нормального хода одного процесса вмеша­тельством другого.

  Интроверсия обращенность сознания человека к самому себе, его погло­щенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

  Интроспективная психология отрасль психологических исследований, существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И. п. была интроспекция.

  Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т, е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения".

Инфантилизм проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Инфантилизм (от лат. infantilis - младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Испытуемый — человек, над которым проводятся научные психологические опыты.

Истерия патологическое состояние психики человека, характерное сла­бостью сознательной регуляции поведения и самообладания, для которо­го характерны несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание пред­метами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пой­ти на любую крайность.

Исторический метод — метод изучения психических явлений в их развитии в зависимости от исторических условий жизни человека.

Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре со­циальной группы, характеризует систему деловых и межличностных кон­тактов людей в процессе совместной деятельности.

Катарсис освобождение от внутренних состояний, требующих выхода внешнего проявления (в психиатрии — освобождение от невротических расстройств).

Каузальная гипотеза - включает содержательную интерпретацию взаимосвязи между независимой и зависимой переменными (при определенном уровне дополнительных переменных), формируется как высказывание.

Качественный анализ — метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждении по поводу полученных фактов.

Классно-урочная система - организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок.

Климат социально-психологический психологический настрой в группе или коллективе.

Когнитивная беспомощность — психологическое состояние или ситуация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: